Образовательные фейки // Статья

Не верить! Мифы и фейки о российском образовании

Есть разные образовательные мифы: финская школа как «лучшая в мире, ориентированная на счастливое детство», японская - процент посещаемости занятий в школе составляет 99,99%, а российская – страшная и ужасная. О самых популярных школьных фейках – в этом материале.

Не верить! Мифы и фейки о российском образовании
Фото: bash.news

Фейк №1: ЕГЭ по истории станет обязательным

Единый государственный экзамен по истории станет обязательным для выпускников 11-х классов с 2020 года, процитировал слова главы Минобрнауки Ольги Васильевой «Интерфакс» .

«В 2020 году вся страна будет сдавать историю. Без знания истории невозможно двигаться дальше», – сказала министр на лекции «Армия и общество» в Военной академии Генштаба Вооруженных сил России.

Расширение перечня обязательных предметов – повод для споров с самого начала внедрения ЕГЭ в систему образования. Пока нет официального документа, подтверждающего эту информацию, обязательный ЕГЭ по истории в 2020 году (как и по иностранному языку к 2022 году) – только фантазия.

Вывод: ложная новость

Фейк №2: Школьные уроки будут длиться 50 минут

«С 1 сентября текущего года уроки в российских школах будут длиться по 50 минут. Об этом на селекторном совещании сообщила министр просвещения Ольга Васильева. Таким образом продолжительность школьного урока увеличится на 5 минут. В то же время продолжительность перемен останется прежней.

«Увеличение продолжительности уроков до 50 минут назрела давно. Весной мы провели различные опросы и исследования, оценили все плюсы и минусы, подготовили поправки в регламенты. На федеральном уровне решение принято, сейчас работа идёт на уровне регионов, а к 1 сентября каждый педагог должен доработать свою учебную программу с учетом поправок в регламент», – заявила министр.

В ведомстве также уточнили, что изменения коснутся только областей и городов федерального значения, в то время как республики, края, автономные области и округа должны в отдельном порядке согласовывать изменения с федеральным центром, поэтому в этом учебном году изменения не коснутся школьников Чечни, Дагестана, Коми, Якутии и других субъектов с особым статусом».

Убедительно выглядит, не правда ли? Так новость, опубликованная на сатирическом портале, стала причиной массовой паники среди родителей. Министерству просвещения пришлось срочно вмешаться:

«Продолжительность уроков в новом учебном году останется неизменной, – сообщили в ведомстве. – Ранее в ряде СМИ распространялась недостоверная информация о якобы возможном увеличении продолжительности уроков. Минпросвещения России сообщает о том, что длительность занятий в школах на территории всей страны не изменилась, и призывает средства массовой информации проверять подобные сообщения в официальных источниках, включая сайт министерства».

Вопрос продолжительности уроков закреплен санитарно-эпидемиологическими требованиями в строгом соответствии с допустимой нагрузкой. Поэтому продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут (и не более 35 минут у первоклашек).

Вывод: ложная новость

Фейк №3: Учителям Московской области, подготовившим стобалльников, выплачивают премии

Действительно, в 2017 году вышло постановление правительства Московской области #901/40 «О единовременной выплате учителям, подготовившим учеников с высокими результатами ЕГЭ» (название сокращено).

В соответствии с этим документом педагог Московской области за каждого ученика, сдавшего ЕГЭ по его предмету на 100 баллов, получает единовременную выплату в размере 115 тысяч рублей. За двух стобалльников – 230 тысяч рублей, а за трех – 345 тысяч и т. д. «Отличная мотивация для учителей выпускников!» – скажете вы. И мы не можем с вами не согласиться. Однако реальных случаев приведения этого постановления в действие мы не знаем, поэтому – миф разоблачен!

Фейк № 4: Родители первоклассников смогут получить «первосентябрьский капитал»

Борис Чернышов – зампред комитета Государственной думы РФ по образованию и науке – был инициатором идеи о пятилетнем запрете изменений в ЕГЭ, об уроках на свежем воздухе для учеников младших классов. В этот раз чиновник предложил ввести «первосентябрьский капитал» для школьников, который будет возмещать родителям часть расходов на подготовку к новому учебному году (вот бы учителям тоже давали!). В среднем необходимо потратить 10 тысяч рублей, а для многих жителей регионов эта сумма равна половине зарплаты:

«В прошлом году примерная стоимость комплекта школьника, рассчитанная как среднее арифметическое стоимости наборов товаров для девочек и мальчиков, составила примерно 11,4 тысяч рублей. Далеко не каждая семья, особенно в регионах, может позволить себе выделить такую сумму без ущерба для бюджета».

Идею в Думе поддержали, но с исполнением не спешат, поэтому «первосентябрьский капитал» вполне резонно получает место в нашем топ-листе образовательных фейков.

Вывод: «первосентябрьский капитал» - не существует

Фейк №5: Образование в России деградирует

Деградация образования в России - одна из самых популярных тем для обсуждения на учительских и родительских форумах. Хейтеры то предаются ностальгии по системе образования в СССР, то с завистью смотрят на финских и японских школьников. Однако данные международных исследований качества школьного образования – TIMSS (математика и естественные науки) и PIRLS (чтение и понимание текста) – показывают, что Россия входит в число лучших стран мира по качеству работы школ.

Российские школьники занимают 7-е и 6-е места по математике (в 4-х и 8-х классах) и 4-е и 7-е места по естественным наукам (в 4-х и 8-х классах) по данным за 2015 год (исследование проводится в 4-х и 8-х классах, а начиная с 2015 года в некоторых странах также в 11-х классах). Российские школьники 11-х классов завоевали первое место по математике среди школ с углубленным курсом и третье место среди общеобразовательных школ (вперёд вышли Ливан и США). По физике в 11-х классах Россия заняла 2-е место после Словении.

Согласно данным 2011 года, наши дети занимают 2-е место в мире по чтению и пониманию текстов – опережает россиян только Гонконг. В 2006 году Россия была первой по этому показателю, а Гонконг был на втором месте.

Возможно, критики скажут, что это не у нас растет уровень школьного образования, а в других странах он снижается. Однако статистика TIMSS и PIRLS доказывает, что если не абсолютное, то относительное качество отечественных школ растёт.

Вывод: лживая новость

Рубрика «Образовательные фейки» будет продолжена, присылайте ваши варианты.



Читайте также в рубрике «Образовательные фейки»

Новости





























































Поделиться