Спрошу: вы любите читать публичные доклады школ? Я – очень. Потому что, как ни парадоксально покажется кому-то это утверждение, ничего более объективного о школе никто никогда не скажет. Ведь это – неизбежно – суждение вслух о самих себе, невольное и потому неизбежное проговаривание и выговаривание себя. И в каком бы розовом свете авторы ни пытались представить плоды своей деятельности, они никакими ухищрениями не смогут выдать желаемое за действительное: их с головой выдадут структура и логика, стилистика и аргументация изложения. А самое главное – их сразу выдаст выбранная ими предметность предъявляемого опуса, то, о чем они сочтут нужным «публично докладывать».
А теперь представим себе, что публичный доклад называется «Шаг вперед». Вы еще не заглянули внутрь, вы видите только титульный лист, а этот «шаг вперед» уже вызывает недоуменно-ехидный и одновременно интригующий вопрос: вперед – относительно чего? в какой системе координат? как вообще можно столь самонадеянно выносить на обложку утверждение, которое в лучшем случае должно быть итоговой констатацией на последней странице? Но тут глаз соскальзывает строкой ниже и видит: «Публичный доклад о результатах сотрудничества школы и семьи». И картина вмиг преображается: да, да, да – если в сотрудничестве школы и семьи действительно сделан шаг, то он и вправду не может быть никаким иным, как только шагом вперед! И тут же новый каскад мыслей: что же это за шаг, если его презентации посвящен специальный публичный доклад? если вся деятельность школы рассматривается через эту призму?
С психологической точки зрения, чтение публичного доклада «Унисона» – это ощущение твоей постоянной личной включенности в интеллектуальную и деятельностную «кухню» единого в трех лицах коллектива «учителей-учеников-родителей». Ты читаешь не «годовой отчет образовательной организации о проделанной работе» – перед тобой развертывается панорама исключительно насыщенной детско-взрослой жизни, не знающей и не желающей знать никакой иной логики развития, кроме той, которая вырастает из культурной почвы, творчески, бережно и ответственно создаваемой самим этим «триумвиратом». И если вы захотите узнать, каким «удобрением» подпитывается плодородие этой волшебной почвы, публичный доклад даст исчерпывающий ответ: глубочайшим взаимным уважением, глубочайшим взаимным интересом и постоянной скрупулезнейшей рефлексией намерений (коллективных и индивидуальных) и порожденных ими результатов (тоже – и коллективных, и индивидуальных). А еще доклад даст ответ и на гораздо более сложный вопрос относительно глубинных мотивов, лежащих в основе этих намерений. И это также будет триада, состоящая из разновеликих по значимости приоритетов: любовь, культура, интеллект.
Казалось бы, главный акцент в любом школьном публичном докладе ожидаемо должен делаться на академической успешности учащихся и на соответствии их достижений «требованиям ФГОС». В нашем случае, разумеется, содержательная часть текста тоже открывается разделом, посвященным «поступаемости» выпускников. Но удивительное дело: когда вы познакомитесь со всем корпусом материалов, то поймаете себя на чувстве своеобразного смущения – мне, во всяком случае, подумалось, что всю информацию об успеваемости и поступлении в вузы вполне можно было бы перенести в приложения, настолько более существенным и ценным выступает описание собственно образовательной деятельности и ее социокультурных (т.е. не узкоучебных) результатов. В самом деле, если такая работа ведется, то как можно сомневаться в успешности выпускников при пересечении ими «ЕГЭшного порога»?
Итак: любовь, культура, интеллект. О любви к детям, учитывая специфику читательской аудитории, говорить не буду – как известно, «и море, и Гомер – все движется любовью» (Мандельштам). А вот о культуре и тем более интеллекте скажу обязательно, ибо именно эти начала определяют программу действий, сознательно и целеустремленно осуществляемую взрослой частью «триумвирата» – учителями и родителями – в интересах его главной части – детей.
Культура – культ «Унисона». Воспитание и образование культурой рефреном звучит практически во всех разделах публичного доклада. Ограничусь одной произвольно выбранной, но очень характерной цитатой: «Проведение совместных ключевых школьных событий детьми, их родителями, учителями в музеях, уроков в концертных залах, на экспозициях в выставочных залах направлены прежде всего на развитие семейных традиций по посещению музеев и знакомству с петербургскими памятниками культуры разных эпох, развитие позитивного ценностного отношения к памятникам культуры, сохранение и развитие связи времен через великое наследие и богатство, оставленное нам прошлыми поколениями». И это не «декларация о намерениях», это описание повседневной практики. Согласитесь, что если школа из года в год проводит свои образовательные события (встречи, конференции, мастерские) в специализированных библиотеках и дворцах-музеях и ученики в течение всех лет обучения буквально впитывают обычай публичного предъявления и обсуждения школьных дел как социально и культурно значимых акций, то это просто не может не дать мощного культурного и эмоционально-интеллектуального результата.
И совершенно замечательно, что публичный доклад этот результат не просто фиксирует, но акцентирует как особо важное достоинство реализованных программ и проектов. Причем – и здесь я усматриваю исключительную деликатность его составителей – оценку этого результата дают не учителя (авторы аналитических материалов), а сами родители! Вот где в полном объеме проявляется замысел доклада: завершить рассказ о пройденном пути вердиктом самых главных «экзаменаторов». Логика понятна: чтобы грамотно и ответственно выступить в этой роли, родители должны быть глубоко погружены в образовательный контекст своих детей; такое погружение невозможно без постоянной включенности в образовательную политику школы; включенность же предполагает участие в подготовке и принятии решений.
Думаю, не будет преувеличением сказать, что раздел «Мнения родителей» – самый убедительный аргумент в пользу выставления «Унисону» высшей оценки за профессиональную компетентность.
И здесь я коснусь еще одного – на мой взгляд ключевого – момента. Школа как сложнейший социокультурный организм никогда не поставит и тем более не достигнет по-настоящему серьезной цели (и, кстати, никогда не сможет ни осознать, ни оценить собственного результата), если у ее педагогического и родительского коллектива нет интеллектуального лидера и окружающей его «группы поддержки». Прямо скажу: «Унисону» посчастливилось такого лидера иметь. Это его научный руководитель Олег Ермолаевич Лебедев, важные тексты которого также включены в материалы доклада. Что же касается «группы поддержки», то ее создателем и бессменной главой выступает директор школы Лариса Рудольфовна Герапинович: именно она пригласила в «Унисон» талантливых учителей. Читайте доклад, и вы согласитесь с этой моей оценкой.
И в заключение. Доклад иллюстрирован. Но не «протокольными» или постановочными фотографиями мероприятий или эпизодов учебно-воспитательного процесса. Перед нами – галерея детских работ, но каких! Это не рисунки по народным сказкам, не натюрморты и не другие сюжеты, привычные для традиционных представлений о детском школьном изобразительном творчестве. Перед нами, если угодно, воплощенная графическими средствами свобода художественного воображения сегодняшнего ребенка. Кто любит бывать на выставках современного искусства, увидят в этих работах тот же «почерк эпохи». Перед нами – свидетельства не только присущей детям изначальной образной талантливости, но и высокий дар учителя, способного помочь ребенку выпустить свою талантливость наружу.
Собственного говоря, публичный доклад школы «Унисон» – это повесть о том, как сотрудничают учителя, дети и их родители, чтобы помочь друг другу стать талантливыми учителями, талантливыми детьми и талантливыми родителями.
И это – главный образовательный результат, который невозможно оценить ни в каких формализованных баллах, долях или процентах. В родительских репликах читаем: «Год за годом, наблюдая за жизнью школы “Унисон”, не перестаю удивляться, насколько это уникальное место. Многие родители, друзья не верят, что так может быть…».
Как видим, может.