Экспертное мнение // Тема дня

«…томов премногих тяжелей»

(Мысли по прочтении публичного доклада школы «Унисон»)

«…томов премногих тяжелей»
Фото: alm.com

Спрошу: вы любите читать публичные доклады школ? Я – очень. Потому что, как ни парадоксально покажется кому-то это утверждение, ничего более объективного о школе никто никогда не скажет. Ведь это – неизбежно – суждение вслух о самих себе, невольное и потому неизбежное проговаривание и выговаривание себя. И в каком бы розовом свете авторы ни пытались представить плоды своей деятельности, они никакими ухищрениями не смогут выдать желаемое за действительное: их с головой выдадут структура и логика, стилистика и аргументация изложения. А самое главное – их сразу выдаст выбранная ими предметность предъявляемого опуса, то, о чем они сочтут нужным «публично докладывать».

А теперь представим себе, что публичный доклад называется «Шаг вперед». Вы еще не заглянули внутрь, вы видите только титульный лист, а этот «шаг вперед» уже вызывает недоуменно-ехидный и одновременно интригующий вопрос: вперед – относительно чего? в какой системе координат? как вообще можно столь самонадеянно выносить на обложку утверждение, которое в лучшем случае должно быть итоговой констатацией на последней странице? Но тут глаз соскальзывает строкой ниже и видит: «Публичный доклад о результатах сотрудничества школы и семьи». И картина вмиг преображается: да, да, да – если в сотрудничестве школы и семьи действительно сделан шаг, то он и вправду не может быть никаким иным, как только шагом вперед! И тут же новый каскад мыслей: что же это за шаг, если его презентации посвящен специальный публичный доклад? если вся деятельность школы рассматривается через эту призму?

С психологической точки зрения, чтение публичного доклада «Унисона» – это ощущение твоей постоянной личной включенности в интеллектуальную и деятельностную «кухню» единого в трех лицах коллектива «учителей-учеников-родителей». Ты читаешь не «годовой отчет образовательной организации о проделанной работе» – перед тобой развертывается панорама исключительно насыщенной детско-взрослой жизни, не знающей и не желающей знать никакой иной логики развития, кроме той, которая вырастает из культурной почвы, творчески, бережно и ответственно создаваемой самим этим «триумвиратом». И если вы захотите узнать, каким «удобрением» подпитывается плодородие этой волшебной почвы, публичный доклад даст исчерпывающий ответ: глубочайшим взаимным уважением, глубочайшим взаимным интересом и постоянной скрупулезнейшей рефлексией намерений (коллективных и индивидуальных) и порожденных ими результатов (тоже – и коллективных, и индивидуальных). А еще доклад даст ответ и на гораздо более сложный вопрос относительно глубинных мотивов, лежащих в основе этих намерений. И это также будет триада, состоящая из разновеликих по значимости приоритетов: любовь, культура, интеллект.

Казалось бы, главный акцент в любом школьном публичном докладе ожидаемо должен делаться на академической успешности учащихся и на соответствии их достижений «требованиям ФГОС». В нашем случае, разумеется, содержательная часть текста тоже открывается разделом, посвященным «поступаемости» выпускников. Но удивительное дело: когда вы познакомитесь со всем корпусом материалов, то поймаете себя на чувстве своеобразного смущения – мне, во всяком случае, подумалось, что всю информацию об успеваемости и поступлении в вузы вполне можно было бы перенести в приложения, настолько более существенным и ценным выступает описание собственно образовательной деятельности и ее социокультурных (т.е. не узкоучебных) результатов. В самом деле, если такая работа ведется, то как можно сомневаться в успешности выпускников при пересечении ими «ЕГЭшного порога»?

Итак: любовь, культура, интеллект. О любви к детям, учитывая специфику читательской аудитории, говорить не буду – как известно, «и море, и Гомер – все движется любовью» (Мандельштам). А вот о культуре и тем более интеллекте скажу обязательно, ибо именно эти начала определяют программу действий, сознательно и целеустремленно осуществляемую взрослой частью «триумвирата» – учителями и родителями – в интересах его главной части – детей.

Культура – культ «Унисона». Воспитание и образование культурой рефреном звучит практически во всех разделах публичного доклада. Ограничусь одной произвольно выбранной, но очень характерной цитатой: «Проведение совместных ключевых школьных событий детьми, их родителями, учителями в музеях, уроков в концертных залах, на экспозициях в выставочных залах направлены прежде всего на развитие семейных традиций по посещению музеев и знакомству с петербургскими памятниками культуры разных эпох, развитие позитивного ценностного отношения к памятникам культуры, сохранение и развитие связи времен через великое наследие и богатство, оставленное нам прошлыми поколениями». И это не «декларация о намерениях», это описание повседневной практики. Согласитесь, что если школа из года в год проводит свои образовательные события (встречи, конференции, мастерские) в специализированных библиотеках и дворцах-музеях и ученики в течение всех лет обучения буквально впитывают обычай публичного предъявления и обсуждения школьных дел как социально и культурно значимых акций, то это просто не может не дать мощного культурного и эмоционально-интеллектуального результата.

И совершенно замечательно, что публичный доклад этот результат не просто фиксирует, но акцентирует как особо важное достоинство реализованных программ и проектов. Причем – и здесь я усматриваю исключительную деликатность его составителей – оценку этого результата дают не учителя (авторы аналитических материалов), а сами родители! Вот где в полном объеме проявляется замысел доклада: завершить рассказ о пройденном пути вердиктом самых главных «экзаменаторов». Логика понятна: чтобы грамотно и ответственно выступить в этой роли, родители должны быть глубоко погружены в образовательный контекст своих детей; такое погружение невозможно без постоянной включенности в образовательную политику школы; включенность же предполагает участие в подготовке и принятии решений.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что раздел «Мнения родителей» – самый убедительный аргумент в пользу выставления «Унисону» высшей оценки за профессиональную компетентность.

И здесь я коснусь еще одного – на мой взгляд ключевого – момента. Школа как сложнейший социокультурный организм никогда не поставит и тем более не достигнет по-настоящему серьезной цели (и, кстати, никогда не сможет ни осознать, ни оценить собственного результата), если у ее педагогического и родительского коллектива нет интеллектуального лидера и окружающей его «группы поддержки». Прямо скажу: «Унисону» посчастливилось такого лидера иметь. Это его научный руководитель Олег Ермолаевич Лебедев, важные тексты которого также включены в материалы доклада. Что же касается «группы поддержки», то ее создателем и бессменной главой выступает директор школы Лариса Рудольфовна Герапинович: именно она пригласила в «Унисон» талантливых учителей. Читайте доклад, и вы согласитесь с этой моей оценкой.

И в заключение. Доклад иллюстрирован. Но не «протокольными» или постановочными фотографиями мероприятий или эпизодов учебно-воспитательного процесса. Перед нами – галерея детских работ, но каких! Это не рисунки по народным сказкам, не натюрморты и не другие сюжеты, привычные для традиционных представлений о детском школьном изобразительном творчестве. Перед нами, если угодно, воплощенная графическими средствами свобода художественного воображения сегодняшнего ребенка. Кто любит бывать на выставках современного искусства, увидят в этих работах тот же «почерк эпохи». Перед нами – свидетельства не только присущей детям изначальной образной талантливости, но и высокий дар учителя, способного помочь ребенку выпустить свою талантливость наружу.

Собственного говоря, публичный доклад школы «Унисон» – это повесть о том, как сотрудничают учителя, дети и их родители, чтобы помочь друг другу стать талантливыми учителями, талантливыми детьми и талантливыми родителями.

И это – главный образовательный результат, который невозможно оценить ни в каких формализованных баллах, долях или процентах. В родительских репликах читаем: «Год за годом, наблюдая за жизнью школы “Унисон”, не перестаю удивляться, насколько это уникальное место. Многие родители, друзья не верят, что так может быть…».

Как видим, может.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube