Психология // Статья

Молодежь на рынке труда

Скоро на рынок труда выйдет так называемое поколение Z – молодые люди, родившиеся в начале 2000-х. Станут ли они достойной сменой своим родителям, бабушкам и дедушкам, и стоит ли нам ожидать расцвета экономики в связи с приходом детей XXI века?

Молодежь на рынке труда
Фото: lepetitjuriste.fr

От «бэбибумеров» до «цифрового человека»

В 1991 году американские ученые Уильям Штраус и Нейл Хоув выдвинули теорию поколений, объединив определенные группы людей, которые попали под влияние экономических и политических событий или активно развивающихся технологий.

В своей обыденной жизни мы часто слышим эти определения, не всегда четко понимая, что за ними стоит.

Например, поколение «бэбибумеров» объединяет людей, родившихся с 1943 по 1963 годы.

Этот период ознаменовался началом космической эры (1957 год – запуск первого спутника, 1961 год – первый полет человека в космос).

Следующее поколение – 1964–1984 годов рождения – принято называть «поколением Х» (икс), которое совпало с зарождением компьютерной эры: в 1969 году была создана сеть APRANET – предшественница Интернета.

Тех, кто родился с 1985 по 2000 годы, относят к поколению Y (игрек). Его еще называют «поколением большого пальца», потому что его представители легко набирают смс одним пальцем. На этот период пришлось развитие Рунета, поисковой системы Google, появились первые смартфоны и социальные сети.

А нынешние студенты, чье рождение совпало с цифровой революцией, являются представителями поколения Z (зет). Представители поколения Z активно используют планшеты, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек».

Поколение Z, его поведение на рынке труда, предпочтения в выборе работы, основные отличия от людей старшего возраста – этим вопросам была посвящена дискуссия, организованная консалтинговой компанией Detech.

Cтажировка не награда

В своем выступлении проректор Высшей школы экономики, директор Института прикладных политических исследований Валерия Касамара поделилась опытом общения с молодыми людьми, который сложился у нее за время проведения олимпиады «Я – профессионал», в которой принимают участие студенты разных специальностей: технических, гуманитарных и естественно-научных. Задания для участников составляют эксперты из ведущих российских вузов и крупнейших компаний страны. Проверяется не абстрактная эрудиция, а профессиональные знания. Лучшие участники получают денежные призы, льготы при поступлении в магистратуру или аспирантуру, а также возможность пройти стажировки в ведущих корпорациях страны – таких, как Сбербанк и ВТБ, РОСАТОМ и другие.

Последний фактор Валерия Касамара считала главной наградой для победителей, однако, как вскоре выяснилось, она глубоко ошибалась.

Во-первых, ребята отказывались стажироваться в других городах.. По мнению Валерии Касамары, они не хотели выходить из зоны комфорта и менять привычный образ жизни. Ни высокие зарплаты, ни даже предоставление служебного жилья не могли побудить молодых людей сдвинуться с места.

Во-вторых, мало кому из студентов хотелось работать в летние каникулы.

В-третьих, представители поколения Z претендовали сразу на управленческие должности, что по определению невыполнимо.

В результате организаторы олимпиады «Я – профессионал» несли репутационные издержки: например, они договаривались с компаниями-работодателями о предоставлении 50 вакансий, а в конечном итоге на место стажировки прибывали в лучшем случае 10 человек.

Хотят самореализации, но не желают «париться»

Когда Валерия Касамара и ее коллеги стали анализировать ситуацию, они обнаружили несколько причин такого странного поведения представителей поколения Z.

Первая причина – это инфантилизм, проще говоря – затянувшееся детство.

«Соцсети настроили молодых людей на совершенно иное мировосприятие: выложил пост – пошли лайки – жизнь наладилась. Когда они приходят на работу, и мгновенного поощрения их действий не происходит, мотивация резко падает», - поделилась своими наблюдениями Валерия Касамара.

По ее словам, «всякие мелочи, которые вызывают мимимишные эмоции (плюшевые зайчики, стикеры), стимулируют лучше, чем рубль », поэтому она обращалась к руководителям организаций с просьбой приготовить разные сувениры для поощрения стажеров.

Вторая причина заключается в том, что в крупных городах растет прослойка молодежи, которая научилась учиться, но не научилась работать.

«Я хочу самореализоваться, но я не желаю «париться». Я хочу, чтобы у меня было время на друзей, на семью или на любовь, на хобби, на прекрасное времяпрепровождение», – так охарактеризовала «миллениумов» Валерия Касамара.

Поэтому «офис мечты» для них – тот, в котором есть тренажерный зал и места для отдыха с гамаками и «печеньками». Ко всем этим удовольствиям должен прилагаться свободный график: просиживать штаны от звонка до звонка для молодых людей равнозначно тюремному заключению.

В то же время – и в этом юные работники не отличаются от зрелых и опытных – трудоустраиваясь на новое место, они рассчитывают на стабильность, соцпакет и другие блага.

При этом дети «нулевых» легко меняют работы, предпочитая уходить «в никуда» – в отличие от представителей старшего поколения, которые сначала ищут альтернативные варианты и только после этого оставляют прежнее место деятельности.

Вывод из всех этих наблюдений таков: тех ребят, которые покинули отчий дом и предпочли самостоятельность, жизнь учит и заставляет адаптироваться к реальным требованиям.

«Но с теми, кто остался с родителями – полная беда», – убеждена Валерия Касамара.

Жертвы чрезмерной любви

Поколение родителей нынешних 20-тилетних – это люди 40-50 лет, на долю которых выпали все испытания шоковой терапии перестроечной и постперестроечной эпохи, они прошли «огонь, воду и медные трубы».

В отличие от европейских родителей они совершили гигантскую ошибку: они не предоставили самостоятельности своим детям.

«Я для тебя все сделаю, ты только учись», – вот лозунг нынешних пап и мам независимо от их благосостояния.

«Убив материальную мотивацию, мы потом удивляемся, почему наши дети ничего не хотят», – констатировала проректор Вышки.

В общем, сейчас мы пожинаем плоды своей чрезмерной любви к детям.

И если для поколения родителей главным всегда было слово «Надо», то молодые руководствуются принципом: «хочу – не хочу, интересно – не интересно».

«А следующая за поколением Z генерация будет жить под девизом: ничего не хочу, ничего не надо, ничего неинтересно», - предупредила Валерия Касамара.

Кто будет «рулить» на рынке труда?

Однако основатель и управляющий партнер Detech Светлана Симоненко призывает не отчаиваться.

Она привела данные, согласно которым более 50% населения Европы составляют люди старше 45 лет.

Благодаря увеличению средней продолжительности жизни и повышению пенсионного возраста, в ближайшие 10 лет основную массу сотрудников в России будут составлять люди в возрасте 40+, а молодежи – не более 14%.

Иными словами, «рулить»на рынке труда предстоит поколению Х, воспитанному в старых добрых традициях на чувстве долга и ответственности.

Но это не значит, что мы должны успокоиться и пустить ситуацию на самотек.

Предстоит приложить немало усилий для того, чтобы реформировать консервативную систему образования, чтобы она отвечала вызовам времени и запросам работодателей. Уже сейчас передовые вузы начинают перестраиваться, вводя короткие курсы (в том числе в гибком онлайн – формате) по выбору студентов.

И, конечно, очень важна система наставничества во всех сферах деятельности, когда представители старшего поколения передают свой опыт начинающим специалистам.



Новости





























































Поделиться