Личный опыт // Статья

«Привет, я учусь в твоей школе!»

«Школа самоопределения имени Тубельского» начала работу над проектом, который поможет нынешним ученикам построить связи с выпускниками.

«Привет, я учусь в твоей школе!»
Участники проектной группы «Реверс-контакт» в Музее истории детства в Переделкино

Совсем недавно прозвенел последний школьный звонок для 11-классников. Они уже выпускники, но еще не осознали нового статуса. Впереди – череда экзаменов, новый опыт, порой очень трудный и многоступенчатый – на пути к профессии и новому самоопределению уже вне школьных стен. Этот опыт уникален для каждого, и им нужно делиться с нынешними школьниками, посчитали в 734-й школе. И подали заявку на конкурс «Топ-школа 2018» Рыбаков Фонда, выбрав номинацию «Школа благодарных выпускников».

Проект под названием «Реверс-контакт» в конце 2018 года одержал победу. Рассказываем, для чего он задуман, какие стадии уже прошел и как реализуется.

Быть на связи

Вообще современный человек на связи всегда. У каждого из нас есть несколько рабочих чатов, свои чаты у учителей, у родителей, у детей и подавно – масса.Так для чего необходимо плести еще одну «сеть»?

Дело в том, что в «Школе Тубельского» ученики никогда не замыкались в рамках своего возраста или своей параллели. Масса общешкольных мероприятий, праздников, игр направлены на то, чтобы создавались и с годами укреплялись межвозрастные связи. Порой школьное сообщество выглядит как многодетная семья, где «по наследству» передаются костюмы для исторических игр, где старший всегда готов присмотреть за младшим, а младшие выходят на одну сцену со старшеклассниками и торопятся дорасти до возраста принятия решений в общешкольных делах. Поэтому, закончив школу и встретившись вне ее стен, выпускники разных лет вполне могут воспользоваться паролем «734», чтобы дистанция между ними перестала существовать. Выстраивание таких связей между нынешними учениками и выпускниками разных лет – цель проекта. «Привет, я учусь в твоей школе» – это новый пароль для вхождения в сообщество, которое гораздо шире школьных стен.

Мы знаем прекрасно о том, что многие известные компании и коллективы выросли из ученической среды. Facebook зародился как сайт для общения студентов Гарвардского университета. Знаменитые театры вышли из стен театрального училища. Научные лаборатории – из студенческих кружков. Но конкретный проект выпускников школы – не самоцель, инициативной группе проекта «Реверс-контакт», в которую вошли ученики, выпускники, учителя и родители «Школы самоопределения», важно было создать информационный ресурс (сайт), который аккумулировал бы информацию о выпускниках школы, систематизировал ее по различным сферам их профессиональной деятельности. Сайт предполагает самостоятельную регистрацию и создание профайлов участников сообщества с возможностью обновления. И вовлеченность выпускников в общение со школьниками и педагогами «для общей пользы».

«Слушай, как там все устроено?»

У нынешних школьников возникает множество поводов найти поддержку извне для построения собственной образовательной траектории. Хочется поговорить с человеком, который уже сделал шаги в интересующей тебя профессии. Задать вопрос «слушай, как там все устроено?» тому, кто поступил и успешно учится в вузе, который ты выбрал; кто отслужил в армии или имел опыт учебы или стажировки за рубежом; кто успешно участвовал в олимпиадах и студенческих конкурсах. Получить профессиональную консультацию или экспертизу для работы с индивидуальным проектом, развеять страхи на тему «а что будет, если я не поступлю», «как пережить первый курс», да мало ли тревог и нужд у человека, который живет в жестком ритме старшеклассников?

Кроме того, всегда существуют острые темы, разговаривать на которые подросткам интереснее не с родителями и педагогами, а с людьми, близкими по возрасту. Подростковая депрессия, острые социальные темы в контексте школьной и студенческой среды – все эти вопросы можно обсудить с недавними выпускниками школы.

Свои чаяния всегда есть и у педагогов.Еще в далекие 90-е Тубельский сделал практикой в своей школе образовательные путешествия, профессиональные стажировки (популярная сегодня услуга на рынке неформального образования), пространственную, а не линейную (собранную из различных, помимо учебного, творческих пространств и мастерских) организацию школьной жизни. Проектные формы работы – творческие, командные, исследовательские – на сегодняшний день одна из ключевых педагогических практик в старшей школе в Европе и Северной Америке, в России она также вошла в перечень образовательных стандартов и успешно применяется. Но организовать такую работу, которая может выйти за рамки школьных стен, без участия выпускников невозможно. И хотя выпускники всегда участвовали в школьных делах добровольно и с удовольствием, никогда еще общешкольное сообщество не имело современной, удобной для всех участников площадки, на которой контакт можно установить не через кого-то, а напрямую, в один клик.

Лицейский бал. Фотография из фотоархива «Реверс-контакта»

Выборы Совета школы. Фотография из фотоархива «Реверс-контакта»

В один клик

Какой должна быть площадка, объединяющая так много людей разных поколений? Какая модель позволит сформировать живую среду общения между всеми его участниками? Какой механизм позволит им успешно взаимодействовать? Рассказываем про шаги к реализации проекта «Реверс-контакт».

Анализ ресурсов. Для начала инициативной группой был проведен анализ механизма работы профессиональных ресурсов –таких, как profi.ru, youdo.com и других, мониторинг youtube-каналов, на которых можно увидеть качественные интервью и рассказы о профессиях.

Создание анкеты. Пройдя несколько редакций, была разработана анкета участника сообщества, заполнить которую онлайн может любой выпускник школы.

Покупка домена и разработка механики сайта. Разработка велась волонтерской группой совместно с привлеченными специалистами, тоже выпускниками.

Подготовка видеоинтервью. Первые съемочные дни позволили отработать модель съемок и формат интервью с выпускниками, в которых они рассказывали о своем пути в профессию, открытиях, трудностях и победах.

Презентация проекта. Ее приурочили ко дню рождения школы – 30 апреля. Этап сбора информации и накопления контактов открыт с начала апреля этого года.С учетом летних каникул есть надежда, что к новому учебному году площадкой уже можно будет пользоваться всем. В перспективе – разработка механик, позволяющих загружать файлы, презентации, документы, проведение онлайн-лекций, создание запросов и «умный» поиск по категориям.

Съемки видеоинтервью для проекта

Нескучные времена

«Школе самоопределения», которая сейчас носит имя Тубельского, в следующем году исполнится 50 лет. «Однажды, уже более 15 лет назад, на последнем звонке в конце учебного года Александр Наумович Тубельский сказал ребятам такие слова: «Мы дали вам в этом бурном море, в этой странной и прекрасной стране, переживающей, может быть, не лучшие годы своей истории, ощущение того, что называется “свой остров”.Я бы очень хотел, чтобы так и оставалось. Важно иметь место, куда ты можешь прийти в любой момент и где тебе будут рады. Я хотел бы, чтобы этот остров никогда не потерял связь с тем противоречивым, трудным, но нескучным временем, в котором всем нам предстоит жить».

Времена у нас и сейчас нескучные. И связь с «островом» по-прежнему важна. Как и маяки в море. Реверс-контакт – еще один эксперимент Школы Тубельского, который требует проверки практикой. Одним из успешных результатов станет активное участие школьников и их запрос на связь с поколением старших. Как бы ни развивались образовательные технологии, личность ученика все равно остается сердцем образовательного процесса. Расширить круг людей, заинтересованных передавать свои знания и формировать потребность в поиске у нынешних учеников – основные задачи проекта.



Новости





























































Поделиться