Экономика // Колонка

Когда за образование можно будет платить биткоинами?


Когда за образование можно будет платить биткоинами?
Фото: coinfortoday.com

Одно из направлений существенных изменений, характерных для нашего времени, связано с широким использованием сети интернет в самых разнообразных областях, включая финансы, научную и образовательную деятельность, промышленное производство.

Наиболее заметное нововведение последних лет – появление так называемых виртуальных валют, в частности биткоина. Биткоин (от англ. bitcoin: bit – бит, единица информации, coin – монета) – это электронная денежная единица, представленная в 2009 году пользователем под ником Сатоши Накамото (Satoshi Nakamoto). При этом достоверно создатель биткоина не установлен.

Фактически биткоин является реальной ценностью, за которую в некоторых странах потенциально можно получить какие-либо осязаемые материальные блага.

Так, биткоины могут использоваться для обмена на товары или услуги у продавцов, которые согласны их принимать.

Также существуют биржи биткоинов, где возможно, например, обменять биткоины на валюту.

Технологической базой для использования криптовалюты выступает пиринговая компьютерная сеть, предполагающая равноправие участников, которые выступают не только в качестве потребителей, но и в качестве активных субъектов всего информационного обмена в рамках сети. Благодаря этому биткоин исключает возможность прямого администрирования со стороны органов государственной власти.

В США в июне 2014 года два крупных финансовых портала Yahoo! Finance и Google Finance добавили курс биткоина в список поддерживаемых валют. Пользователям обоих систем доступна информация о цене криптовалюты на текущий момент, как и исторические графики котировок.

Тем не менее в Китае Народный банк запретил использование биткоина как платежного средства или валюты, обязательной к приему в качестве платежа.

Также невозможно полноценное использование биткоина в России.

Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России в Письме от 2 октября 2017 г. № 03-11-11/63996 «О регулировании выпуска и оборота криптовалют» указал на то, что в соответствии с частью 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Кроме того, статья 140 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль, платежи которым осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

При этом необходимо отметить, что виртуальные валюты (криптовалюты) не имеют централизованного эмитента, единого центра контроля за транзакциями и характеризуются анонимностью платежей. Правовое определение криптовалют, а также их сущность в законодательстве Российской Федерации не определены.

Банк России в Письме от 4 сентября 2017 года «Об использовании частных “виртуальных валют” (криптовалют)» указал на то, что криптовалюты выпускаются неограниченным кругом анонимных субъектов, не гарантируются и не обеспечиваются Банком России.

При этом операции с криптовалютами несут в себе высокие риски при проведении обменных операций, в том числе из-за резких колебаний обменного курса.

Существуют также технологические риски при выпуске и обращении криптовалют и риски фиксации прав на «виртуальные валюты». Это может привести к финансовым потерям граждан и к невозможности защиты прав потребителей финансовых услуг в случае их нарушения.

Это означает, что в настоящее время возможность применения виртуальных валют в сфере образования в России фактически отсутствует.

Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706, в п. 12 предусматривают, что договор на оказание платных образовательных услуг предполагает необходимость определения в нем полной стоимости образовательных услуг и порядка их оплаты. В то же время пока как-либо легально привязать виртуальную валюту к определению цены платных образовательных услуг невозможно.

Тем не менее виртуальные валюты, включая биткоин, имеют огромные возможности и перспективы, что доказывается развитием рынка такого рода валют в США, Великобритании, Германии и в ряде других стран.

Тем не менее, перспективы использования виртуальных валют в сфере образования в России связаны с возможностью использования в сфере дистанционного дополнительного в широком смысле образования (различные курсы в сфере, например, кулинарии, фитнеса, иностранных языков и прочих).

Однако любое использование виртуальных валют для какого-либо обеспечения финансовых потоков в сфере образования предполагает необходимость установления легального статуса такого рода валют на территории России как особого рода объектов имущества либо как средств платежа.

Мировые тенденции свидетельствуют о перспективности дальнейшего движения к установлению легального статуса такого рода валют в России. Это послужит дополнительным стимулом для развития рынка платных образовательных услуг в России.



Новости





























































Поделиться