После уроков
Многие могут сказать: в лицее «Вторая школа» – отобранные дети, поэтому работать с ними легко. На самом деле здесь учатся ребята, нацеленные на изучение точных наук, гуманитарные дисциплины для них – на втором плане. Поэтому от учителя-словесника требуются недюжинные усилия, для того чтобы их увлечь и стимулировать.
В кабинете у Юлии Борисовны одно время даже висела доска почета для тех учащихся, которым удалось осилить чтение больших произведений, таких как «Война и мир».
Юлия Петрухина преподает литературу не только на уроках. Очень много и, может быть, даже больше она делает в рамках внеклассной деятельности, но это уже, конечно, для тех учеников, которые проявляют особый интерес к литературе: ведь, по ее словам, «осчастливить насильно нельзя».
Уже традиционными стали выездные факультативы в Пушкинских горах, где ребята третий год работают волонтерами, в Царское Село, в Тарусу. В таких намоленных литературных местах хорошо читаются произведения не только классиков, но и современных писателей и поэтов. Здесь ребята продолжают знакомство с такими авторами, как Шаламов и Платонов, которых Юлия Борисовна, по ее собственному выражению, дает «гомеопатическими» дозами», в разных классах и на протяжении нескольких лет обучения.
«На текстах этих писателей хорошо учиться думать и анализировать», – говорит Юлия Борисовна. Не случайно ее ученики успешно сдают ЕГЭ по русскому языку.
И все же в центре внимания – Пушкин. Каждый год, 10 февраля, в лицее «Вторая школа» отмечается Пушкинский день. И хотя он приурочен к дате смерти поэта, в школе установлено негласное правило: никакой печали в этот день, только веселье. Ведь Пушкин любил жизнь и умел ей радоваться. В этот день ученики Второй школы пишут пушкинские диктанты (по пушкинским текстам, по статьям исследователей творчества поэта), принимают участие в постановках по его произведениям. В прошлом году Юлия Борисовна ставила с ребятами спектакль «Гробовщик», в нынешнем репетирует «Графа Нулина».
К слову сказать, начинала Юлия Петрухина свою педагогическую деятельность весьма традиционно, пытаясь преподавать по готовым разработкам. Мучилась, потому что видела, что эффекта от таких занятий нет. Потом познакомилась с творческими учителями, стала посещать семинары «Методической копилки», обмениваться опытом с коллегами, как сама она говорит, «от Петербурга до Сахалина». Но конспекты уроков она принципиально ни у кого не заимствует: считает, что урок должен быть авторским.
В заключение – три совета Юлии Борисовны Петрухиной молодым учителям.
1. Прежде всего самому надо быть увлеченным и стремиться постоянно развиваться. Но при этом не стремиться объять необъятное: знать всю литературу невозможно, потому что она безгранична.
2. Учителя литературы часто задают на уроках вопрос: «Чему учит эта книга?» Тут есть большая опасность впасть в демагогию, уйти неизвестно куда.
На самом деле книга ничему не учит. Она формирует у человека представления о добре и зле, о прекрасном, интересном и значимом. Главное, что мы должны усвоить на уроках литературы: какую идею нам транслирует автор?
А домысливать то, «чему учат его книги», как это связано с эпохой, можно только после того, как мы услышали автора.
3. Говорите с учениками на равных. С высоты своего знания, эрудиции – нельзя. Они во многом нас превосходят, а если нет, то, скорее всего, превзойдут.