Дети // Колонка

7 секретов, как учить детей поколения Z

Мы ругаем детей за то, что они играют в смартфоне или смотрят всякую ерунду на Ютьюбе, но как часто сами смотрим полезное в интернете и становимся для детей цифровыми навигаторами в образовании?

7 секретов, как учить детей поколения Z
Фото: steemitimages.com

После тренингов по социальным сетям для московских учителей в рамках «Школы классного руководителя» можно сделать выводы, что сегодняшний учитель – это активный пользователь социальных сетей, правда, вопрос об их пользе для учеников мало кто ставит.

Есть и «продвинутые» учителя, которые со своими учениками на одной волне, общаются с ними в соцсетях, дают домашние задания, обсуждают фильмы, снимают вместе видеоролики, а главное – понимают, что грань между виртуальным и реальным медленно,но верно стирается. Эти учителя, наоборот, используют это знание себе во благо. Если учитель в курсе того, что обсуждают подростки в Сети, умеет и не боится использовать интернет-мемы, о нем думают: «Он понимает нас, это круто и ценно».

Жаль, что таких учителей единицы. Проблема же большинства педагогов – в том, что они мало знают о тех, с кем им приходится работать.

Первое, что можно услышать от учителей, – что современные дети не читают книг, мало гуляют на улице, у них нет авторитетов, а игре в футбол они предпочтут игру на компьютере. Они находятся с детьми в состоянии постоянной конфронтации, лимитируют время за компьютером, отбирают телефоны, заставляют читать длинные серьезные книги.

Фанатично, без единого шанса на компромисс.

Можно ли найти общий язык с детьми поколения Z? Легко ли понять и принять их особенности? Какие они, эти дети?

1. Интернет для поколения Z – естественная среда обитания.

То, что они не читают книг в большом объеме, – нормально, это не их источник информации. Они не выросли в библиотеках, с книгами в руках и с фонариком под одеялом. У поколения Z нет необходимости по крупицам собирать данные, они у них всегда под рукой в смартфоне – гугл знает все. Единственное, чем можно помочь им, – научить искать и обрабатыватьинформацию.

2. Быть во «Вконтакте» – все равно что дышать.

Если их оторвать от соцсетей, они будут ощущать, что пропускают что-то важное, ведь в этот момент ценная информация могла пройти мимо них, а хочется быть «в тренде».

3. Поколение Z не видит разницы между реальным и виртуальным миром.

Тут выход один – смириться и не ругать детей за то, что они в телефоне, но стоит задуматься, какую альтернативу им можно предложить в обмен на тот контент, который их интересует.

Учитель на своей странице в соцсети может порекомендовать ученикам посмотреть что-то интересное по своему предмету. Понятно, почему посмотреть? Потому что это поколение визуалов, и YouTube для них – основной источник информации, который они считают достоверным и безопасным.

Или сделать «перевернутый класс» в Сети. Давать домашнее задание в интересном для детей формате, например, публикуя его в инстаграме.

4. Для поколения Z крайне важна персонализация.

Используйте это в своей работе. Как и все предыдущие поколения, поколение Z столкнулось с подростковой неуверенностью, стремлением «найти свою игру» и одновременным желанием продемонстрировать свою уникальность. Есть вещи, которые никогда не меняются.

При этом детям поколения Z гораздо легче создать презентацию, которая выделит их из толпы. Главное – четкие инструкции: надо объяснить, что конкретно нужно выполнить и какой результат вы от них хотите получить.

5. Для поколения Z характерна практичность.

Им важно знать, зачем учитель дает им конкретные знания и как это может пригодиться в жизни. Если на уроке биологии вы проходите строение рыбы, можно рассказать, на что обратить внимание, чтобы выбрать свежую рыбу в магазине, – заинтересованность будет обеспечена.

Если в бесконечном потоке информации дети Z тратят свое ценное время на школу, они хотят понимать, для чего им это нужно. Реалии сегодняшнего дня – образование должно стать таким, чтобы его ценность стало возможно понять даже в семь лет.

6. Поколение Z – это поколение «сделай сам»

Роль классического репетитора скоро отпадет сама собой. Мой 10-летний ребенок категорически против присутствия репетитора в доме. Он готов сам найти дистанционные курсы и сайты с уроками и не понимает, чем курс на YouTube хуже «Гавриила», приходящего по вечерам. Ведь если Джулиус Йего научился метать копье благодаря YouTube, а потом выигрывал чемпионаты мира, то вполне возможно, ребенок тоже в состоянии почерпнуть оттуда полезную информацию.

Даже на свое будущее поколение Z смотрит через эту призму. Бесполезно их уверять – «будешь плохо учиться в школе, станешь дворником», они лучше нас знают, что это уже не работает.

Учительница музыки в одной школе рассказала, что ее ученик из 9-го класса зарабатывает в месяц до 100 тысяч рублей, перепродавая «нужные» вещи в интернете, поэтому не понимает, зачем ему вообще нужна школа. Понятно, что его бессмысленно убеждать, что ему нужны «четверки» и «пятерки», чтобы когда-то, через три года, поступить в институт. Он живет здесь и сейчас. И здесь и сейчас знает, как заработать деньги.

7. Про бесценность высшего образования.

Сервис по поиску работы Superjob решил отказаться от графы «образование» при размещении вакансий. «Конечно, необходимость высшего образования и так очевидна по названиям некоторых вакансий – это инженеры, врачи и так далее. Но для большого количества профессий существует масса альтернативных способов обучения, позволяющих быстро начать успешную карьеру», – считают в рекрутинговой компании.

За прошедшие 15 лет серьезно изменились требования к ряду профессий, где не смог бы работать человек без диплома.

Самый характерный пример – сотрудники IT-сферы. Раньше человек, не прошедший профильную вузовскую подготовку, не был способен успешно заниматься этой работой. Но сегодня все меняется настолько быстро, что хорошим программистам нужно переучиваться раз в 2–3 года. Зачастую программистами работают школьники, которые порой куда эффективнее, нежели выпускники вузов.


Так что высшее образование в будущем – это самообразование. Сколько выпускников ежедневно посвящают самообразованию хотя бы пару часов? Процент таковых не больше, чем среди тех, у кого высшего образования нет. Очевидно, что свою главную функцию высшее образование не выполняет. Дополнительное дистанционное образование становится все более доступным, и для учителя это прекрасная возможность как самому эффективно вписаться в эти реалии, так и заинтересовать своих учеников, что даст им фору перед теми выпускниками школ, кто во время учебы так и не нашел свою цифровую образовательную «нишу» в школе.



Новости





























































Поделиться