1. Много бумажной работы, на детей времени нет
Елена, учитель начальных классов: «Настрой на работу у меня был боевой. Но со временем я узнала подводные камни профессии. По часам нагрузки было немного, а вот бумажной работы хватало – проверка тетрадей, планы на учебный год, социальные паспорта учащихся, заполнение анкет, обзвон родителей. В итоге получалось так, что на детей-то и времени оставалось мало».
Надежда, учитель начальных классов: «Я получаю 20–21 тысяч рублей, и ладно бы платили за работу с детьми, так в основном нам приходится работать с бумагами. Отчетов много, а по сути они делаются только для галочки, они никому не нужны. Но у меня же в классе 32 ребенка, которым нужно уделять внимание, работать в идеале с каждым, иногда физически не успеваешь этого делать, нагрузка просто колоссальная».
2. Нет доверия родителей
Елена: «Многие считают, что настоящий учитель только тот, у которого уже есть свои дети. Дети же, наоборот, любят молодых педагогов, можно сказать, что мы с ними на одной волне. Но несмотря на это, я разочаровалась в профессии учителя.
Я шла в педагогику с настроем на работу с детьми, на повышение качества их образования, но на самом деле все делается для галочки, для отметок, для рейтинга».
Екатерина, учитель русского языка и литературы: «Сейчас работа педагога – это сфера обслуживания. Ладно, дети к нам потребительски относятся, но и от родителей идет такое же настроение.
Есть пример, когда родители, чтобы проверить работу учителей, ходили на уроки, вели запись, смели комментировать действия учителей.
А другие приходят и спрашивают у учителя, почему он поставил “двойку”. Да и в мое время, если учитель поставил “двойку”, значит было за что. А теперь это может оспариваться. Это ведь такое унижение для педагога!»
3. Маленькая зарплата
Елена: «В первый год по коэффициенту молодого специалиста получала около 19 тыс. рублей, во второй год с уменьшением коэффициента зарплата резко упала до 16 тыс. рублей. Как раз был День учителя. Мы получили первую зарплату в новом учебном году со слезами на глазах, потому что она была меньше, чем в прошлом году.
В тот момент я подумала, что объем работы, который я выполняю, вообще не вознаграждается. А стоит ли оно того?
С такой зарплатой ты просто ищешь повод, чтобы уволиться».
4. Старшие коллеги не помогают, наставничество – лишь на бумаге
Елена: «Нам могли бы объяснить, что, для того чтобы получать зарплату больше, нужно сдавать на категорию, а мы просто этого не знали. Моя подруга работает в городской школе, так там наставники чуть ли не за руку водят молодых учителей, чтобы те собирали документы на категорию. А у нас на молодежь просто закрывали глаза».
5. Детям ничего не интересно
Екатерина: «Сколько я ни пыталась, детям ничего не интересно. Они хотят только одного – ничего не делать. Уроков не будет – ура, домашки не задают, и так во всем.
Решила отойти от школьной программы, почитать им Стивена Кинга на уроке – такое напряжение в повествовании, поднимаю глаза: половина класса в телефоне, вторая половина – веселятся над тем, как я читаю.
Вывод: как бы я ни старалась, им ничего не хочется. И я начинаю понимать учителей, которые просто выдают материал без эмоций».