Экспертное мнение // Комментарий эксперта

Ложка ЕГЭ опоздала к обеду

Ни одно образовательное новшество не подвергалось такому мощному остракизму, как ЕГЭ. С не меньшим энтузиазмом еще в советское время обсуждались издержки местного волюнтаризма на выпускных и вступительных экзаменах. Мы дружно мечтали, чтобы появился независимый институт оценки знаний выпускников и особенно абитуриентов.

Ложка ЕГЭ опоздала к обеду
Фото: kpcdn.net

Всех угнетали неконтролируемые процедуры приема в вузы, скрытая и открытая коррупция, позвоночное право, ограниченность выбора одним вузом при поступлении. Единственный резерв мог быть для наиболее сильных абитуриентов, кто мог претендовать на поступление в вузы высшей лиги – они проводили прием на три недели раньше. Можно было рискнуть пройти туда, а потом, если не получится, быстро перебросить документы в один из рядовых вузов.

Совсем оторванные мечтатели фантазировали о возможности совместить выпускные экзамены с вступительными, чтобы не убивать все лето на экзамены – все равно многие из экзаменов были одни и те же.

И вот чудо случилось. Не сразу. Будь власть порасторопнее, может, реакция на это счастье была бы иной. Покойная мама меня учила: «Ложка хороша к обеду». Так и получилось, что затянувшееся чудо счастьем не стало. Но бог с ним, с счастьем, – мощный новый инструмент, давший море информации и нового опыта, обсуждается на примитивном уровне «сохранить/отменить». Самый главный смысл, результат этого всероссийского эксперимента – в стране практически нет образования как процесса личного роста, построения личной картины мира. Подавляющее большинство учится ради сдачи экзамена, а не ради знаний. Пока единого экзамена не было, это можно было предположить, но это не было столь очевидно. Существовала возможность обманываться – и все это радостно делали. Даже сейчас, когда все кричат о «натаскивании на ЕГЭ», причину видят в ЕГЭ, а не в системе образования, в системе ценностей образования.

Только ничтожная часть учеников ставит перед собой содержательные образовательные цели, и для них ЕГЭ не проблема, а банальное испытание по определенным правилам. Какая разница, какое испытание, если правила известны и способ подготовки ясен? Но подавляющая часть целью видит максимальный балл – и тогда важны средства достижения балла, а не знаний. Отсюда массовые обманы и драконовские полицейские меры контроля. Сам факт этих диких для образования последствий говорит о неадекватности процедуры процессу. Все равно в борьбе полиции с обманом маятник никогда не затихнет. Сам факт этого маятника позорен для системы: значит, она плоха в сердцевине.

Но еще большей глупостью в этой ситуации могла бы быть тупая отмена ЕГЭ с возвратом к старым проблемам. Только очень «близорукие» люди, не имеющие памяти, могут предлагать такую отмену. Да и сам институт независимой оценки – ценнейшее приобретение общества. Выбрасывать такое на помойку истории – бред. Нужен ли такой инструмент под крылом государства или правильнее его сделать самодостаточным – одна тема для размышления. Нужно ли столь трепетно блюсти допотопные процедуры выпускных/вступительных экзаменов в новых условиях – другая тема.


Youtube

Другие статьи автора

Экзамен как рудимент

Предметом размышлений будет экзамен как инструмент в образовательном процессе. Зачем он? Какому запросу он отвечает? Какому противоречит? Каков он должен быть и должен ли быть вообще?

Новости





























































Поделиться

Youtube