Остановка прогресса российских старшеклассников при сдаче международного теста PISA по естествознанию, математике и читательской грамотности сама по себе не очень хорошая новость, но важно понять причину: прекращение роста показателей может быть вызвано изменениями методик теста, а может – усилением бюрократического давления на школу в последние годы.
На днях Федеральный институт оценки качества образования опубликовал данные проведенного в 2018 г. международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), отражающего уровень подготовки 15-летних учащихся в 79 странах мира по трем ключевым направлениям обучения. Тесты сдавали 600 000 человек, в том числе 7600 учеников 265 школ из 43 регионов России.
Линия Paywall
Минпросвещения на своем сайте отметило, что показатели российских школьников с начала 2000-х гг. улучшились, а эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран (18 из 79), в которой произошли положительные изменения не менее чем в двух образовательных областях.
Однако, если сравнивать не с началом 2000-х гг., а с проведенным в 2015 г. предыдущим тестом, цифры выглядят менее оптимистично. Наиболее ощутимо, на 16 баллов (на 3,2%), снизились результаты по читательской грамотности, на 9 (1,8%) – по естественнонаучной и на 6 (1,2%) – по математической.
Россия находится в четвертом десятке по всем трем дисциплинам, значительно отстав от лидеров: Китая, Сингапура, Гонконга, Южной Кореи, Финляндии и, что любопытно, Эстонии, школьники которой набрали более 530 баллов по большинству дисциплин (у российских высший показатель из трех – 488).
Снижение читательской грамотности отчасти объясняется изменением методики, поясняет национальный координатор PISA по России Галина Ковалева: школьники должны были выполнить более сложные задания. По сравнению с 2015 г. выросла доля участников, не сумевших справиться с наиболее простыми заданиями теста. Она особенно заметна (с 16 до 22%) в читательской грамотности, с математикой не справились 21,7%, с естествознанием – 20,8% российских старшеклассников и студентов колледжей (их в выборке было около 3%). Одновременно снизилась доля учеников, справившихся со сложными заданиями и получивших высокие баллы.
Эти результаты не должны остаться без внимания. Институт образования Высшей школы экономики отмечает, что российские показатели PISA впервые не выросли ни по одному предмету с 2003 г., что требует серьезного анализа проблем среднего образования.
Научный руководитель института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский связывает застой с госполитикой в области среднего образования в последние годы. По его мнению, усилилось бюрократическое давление на школу, а обучение отдельным предметам нередко велось в ущерб выработке у учеников универсальных навыков, что может привести к дальнейшему сползанию вниз. Ковалева полагает, что проблема – в консерватизме школы и недостаточном обучении компьютерным технологиям: наши школьники тратят больше времени на поиск данных. Однако, по ее мнению, эту задачу можно решить в ходе подготовки к следующему тесту PISA, запланированному на 2021 г.
Павел Аптекарь