Качество образования // Комментарий эксперта

Возможная причина московского феномена – в целенаправленном повышении качества образования


Возможная причина московского феномена – в целенаправленном повышении качества образования
Фото: scoop.it

Недавно были опубликованы данные международного исследования PISA–2018, которые свидетельствуют об ухудшении результатов российских школьников.

В чем причина такого падения? Связано ли это с политикой Минпроса и Рособрнадзора, направленной на тотальный контроль чисто предметных знаний и разработку стандартов в такой же идеологии? Действительно ли мы достигли своего «потолка» в PISA и выше уже не прыгнем, как полагают некоторые эксперты? И в чем заключается феномен московского образования, которое уверенно входит в топ мировых лидеров? Об этом мы спросили научного руководителя Института развития образования ВШЭ Исака Фрумина.

Для начала должен подчеркнуть, что я не могу отвечать на вопросы о причинах ухудшения результатов PISA. Причинно-следственные связи устанавливаются на основе экспериментов. В социальных науках это называется доказательной методологией. Недавно по сути за это дали Нобелевскую премию по экономике. Так вот, наш институт стремится заниматься доказательным образованием. А эксперимент по факторам результатов для PISA мы не проводили.

Поэтому мы можем только выдвигать гипотезы, опираясь на факты. Факты у нас есть: по чтению произошло некоторое снижение результатов, по математике и естественным наукам мы расцениваем это снижение как статистически незначимое. Но неопровержимым фактом является отсутствие роста.

Дальше требуется разбираться, почему это произошло. Сначала устанавливать значимые связи, потом формировать гипотезы, потом проверять эти гипотезы в экспериментах (что, увы, не всегда возможно).

Одна из наших гипотез состоит в том, что именно в 9-м классе в последние три года усиливался контроль в относительно традиционной форме.

Но у нас нет доказательств, позволяющих связать усиление контроля со снижением результатов.

Еще есть гипотеза о том, что изменились задания PISA, а наша подготовка к ним не очень изменилась. Но и эти гипотезы нуждаются в проверке, а до этого делать какие-либо выводы крайне опасно.

Также есть предположение сотрудника НИУ ВШЭ Андрея Захарова, что в странах с примерно таким же уровнем экономического развития, как в России, уже не происходит существенного повышения результатов в международных исследованиях. Достигнут некоторый «естественный потолок».

Что касается дифференциации результатов по школам, то я говорил бы не о региональных различиях в данном случае, а о преимуществах городов перед сельской местностью. И такие различия характерны для всех стран.

Например, в городах существенно больше доля родителей с высшим образованием.

Относительно московского феномена я предполагаю, что он связан не только с тем, что здесь много родителей с высшим образованием, которые дополнительно вкладываются в образование детей, но и с тем, что здесь целенаправленно занимались не введением новых предметов, не проведением каких-то мероприятий, а уделяли внимание повышению качества образования каждого ребенка.



Новости





























































Поделиться