Качество образования // Ключевой вопрос

Для принципиального рывка вперед нам необходима кардинальная перестройка системы образования


Для принципиального рывка вперед нам необходима кардинальная перестройка системы образования
Фото: br.hwcdsb.ca

Я не считаю себя полноправным экспертом по вопросам международных исследований, но могу оценивать ситуацию с точки зрения учителя-практика.

Судя по всему, течение последних двух лет происходит перестройка нашего школьного образования под ежегодный контроль, в том числе ВПР. Это работы, на выполнение которых педагоги натаскивают детей, с типовыми заданиями, направленными на проверку предметных знаний. Сейчас зачастую в начальной школе, в 4-х классах, этому посвящается очень много времени. Аналогичное натаскивание происходит на ОГЭ и ЕГЭ: вместо проблемного изучения, проектных и творческих заданий – прорешивание сборников с типичными заданиями.

Между тем в PISA проверяется способность школьников использовать полученные знания и умения в совершенно новой, неожиданной, практической ситуации. Это, к сожалению, отсутствует в практике контрольных мероприятий, организуемых в России. Даже когда в заданиях ВПР пытаются проверить знания в практических ситуациях – все равно эти задания типичные, стандартные, не ориентированные на незнакомую, принципиально отличную от учебной, ситуацию.

Что касается стандартов, разработанных Минпросом, то, по моему убеждению, на результаты PISA они повлияют только негативно, поскольку они закрепляют предметоцентризм, усугубляют разрыв между предметами, в них нет акцента на метапредметные результаты, они провоцируют на натаскивание на ВПР вместо вдумчивого изучения программы

Я не могу однозначно согласиться с мнением Андрея Захарова о том, что мы достигли своего потолка и выше уже не прыгнем, ведь у нас в стране замечательная научная школа, прекрасные образовательные традиции – думаю, есть куда двигаться. Возможно, для какого-то принципиального рывка необходима кардинальная перестройка системы образования, в том числе уход от предметных барьеров, потому что материалы PISA основаны на междисциплинарной интеграции, на метапредметных навыках: умении работать с текстом, с математическими формулами в реальных ситуациях, не привязанных к одному предмету.

Лидирующие позиции Москвы в международных исследованиях объяснить несложно: это наличие школ и педагогов высокого уровня, существующих в Москве десятилетиями, это и доступ к культурным и материальным благам. Но это трагедия для нашей страны, что все достижения сконцентрированы лишь в нескольких крупных центрах.



Новости





























































Поделиться