Познавательное развитие – это трудная тема именно из-за кажущейся понятности и кажущейся привычности.
Когда несколько лет назад особенно активно стали говорить о необходимости изменений в дошкольном образовании, на первый план, ровно в соответствии с «пирамидой Маслоу», вышли задачи создания условий для чувств защищенности и безопасности, любви и уважения. Во-первых, потому что именно эти условия явно «проседают» в группах, где в течение дня у детей нет возможности побыть одному, действовать по своему замыслу, долго играть и т.д. А во-вторых, принято считать, что уж с познавательным-то развитием все ок, вон сколько времени дети проводят на занятиях!
Но на самом деле сама идея РАЗВИТИЯ, несводимого к обучению, сложна.
Да, со студенческой скамьи все знают фразу о том, что «обучение ведет за собой развитие» и знают, что «Выготский победил Пиаже». Но дело в том, что Лев Семенович был как раз согласен с Пиаже в том, что развитие – это удивительный самостоятельный феномен, и идея ЛСВ про обучение, влияющее на развитие , основывается именно на этом, только он двигается дальше, делает следующий шаг – к развивающему обучению.
Однако в силу всяких обстоятельств концепция и эксперименты Пиаже остаются неизвестными большинству педагогов, но поэтому и идеи ЛСВ понимаются поверхностно! Потому что если в формуле «обучение ведет за собой развитие» само «развитие» остается белым пятном, то и идеи Выготского сводятся к чистому бихевиоризму: будто главное – учить ребенка, а развитие само собой в ответ произойдет.
И если мы посмотрим на события последних лет, то увидим, что в отношении познавательной сферы очень часто весь разговор сводится к тому, как много дети узнали, к расширению их кругозора – вот они про Африку знают, а вот – про микробов.
Да, эрудиция имеет некоторое отношение к интеллектуальному развитию, но не прямое: «многознание уму не научает» (с).
Еще один момент мы обнаружили в прошлогодних исследованиях: совершенно белым пятном является воображение (как ни странно!) – то есть за него воспитатели часто принимают просто представления детей, а задачи на развитие воображения ставятся редко (а это важнейший для дошкольного возраста познавательный процесс!).
И поэтому именно сейчас и именно с самыми продвинутыми (то есть с теми, для кого ценности уважения к ребенку, его замысла и самостоятельности уже очевидны) важно обсуждать познавательное развитие. Про то, как ставить задачу, как вести проблематизирующий диалог, как создавать задачи на восприятие, мышление и воображение, чем они отличаются.
Потому что уважение к ребенку как раз и выражается в том, как взрослый задает ему вопрос, позволяет ли этот вопрос подумать или нет.
Магистранты к зачету по курсу «Когнитивное развитие дошкольников» написали рецензии на разные интересные книжки, а рецензии получились такими увлекательными, что я решила собрать их в один пост.
Про книгу В.В.Брофман «Архитектурная школа папы Карло» Luci Urs
Про книгу М.Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» Юлия Костина
Про книгу Обуховой Л.Ф. «Концепция Пиаже: за и против» Inessa Chernysheva (и про О.М.Дьяченко вдобавок!)
Про книгу А.Звонкина «Домашняя школа для дошкольников» Елена Ралюк
Про книги О.М.Дьяченко про воображение дошкольников Инна Мирошникова (Inna Miroshnikova)
О книге Маргарет Дональдсон «Мыслительная деятельность детей» Татьяна Кривцова
Продолжение следует!