Образовательная политика // Колонка

Завтра в поход?

10 ноября 1919 года появился на свет всемирно известный создатель автоматического оружия М.Т. Калашников. Его имя давно стало ассоциироваться в мире с СССР, а теперь с Россией, так же как Большой театр, Достоевский, спутник и Гагарин.

Завтра в поход?
Фото: mgou.ru

Знаменитый автомат был изображен на флагах пяти государств, сегодня он остался на флаге Мозамбика. Должны ли современные дети знать имя знаменитого оружейника? Конечно! Должны ли они в обязательном порядке держать в руках автомат и уметь собирать и разбирать его? А вот это большой вопрос, ответ на который дала организация с сокращенным названием ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ. Не будем его расшифровывать, скажем только, что она входит в систему Министерства просвещения РФ. Эта организация выпустила Методические рекомендации по проведению уроков, посвященных столетию Калашникова, которые должны пройти во всех школах и во всех классах с 1 по 10 ноября 2019 года, а это, между прочим, воскресенье.

Понятно, что эти уроки должны воспитывать патриотизм школьников, у нас давно уже патриотизм – это воинские победы и готовность защищать родину с оружием в руках. Но также, как указывается в методичке, уроки про человека-автомата должны формировать у детей и подростков российскую идентичность. Это означает, что не только патриотизм, но и вся наша идентичность – это оружие. Но и этого мало, в качестве ожидаемого результата от урока указано также «воспитание цивилизационно-культурной идентичности школьников».

Получается, что мы живем в цивилизации, в основе которой войны? Оружие и умение с ним обращаться – база нашей культуры, которую теперь принято называть «традиционной»?

В 1938 году была создана знаменитая песня композиторов братьев Покрасс и поэта В. Лебедева-Кумача, адресованная прежде всего юным: «Если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов!» В школах тогда активно учили подростков стрелять, собирать и разбирать оружие и, главное, в полном соответствии с текстом песни, не бояться войны: «Оборону крепим мы недаром. И на вражьей земле мы врага разгромим малой кровью, могучим ударом!» Насколько «малой» оказалась эта кровь, ждать осталось недолго – десятки миллионов погибших в Великой Отечественной войне и в основном совсем не «на вражьей земле». Методические рекомендации бодро сообщают, что собирать и разбирать АК умели все советские школьники, теперь этому снова учат на уроках ОБЖ. Получается, безопасность жизнедеятельности сегодня – это умение обращаться с оружием, умение воевать. Разумеется, в день юбилея школьникам нужно предоставить возможность собрать и разобрать АК на время.

В программе урока для старших классов предлагается обсудить письмо, которое написал Михаил Калашников патриарху Кириллу незадолго до своей смерти.

В нем он писал о своих глубоких переживаниях из-за того, что создал оружие смерти, но потом понял, что сделал это из благородных побуждений – для защиты, поэтому спит спокойно, это только политики используют его детище для массовых убийств. Далее следует вопрос, который нужно задать подросткам: «Почему Калашников пишет письмо о наболевшем именно Патриарху Московскому и Всея Руси, а не светскому лицу или священнослужителю более низкого ранга?» Правильного ответа в тексте не дается, но, видимо, предполагается, что создавать оружие (как бы оно потом ни использовалось) – дело богоугодное и только высший иерарх церкви правомочен это подтвердить.

Война и вера в своем единстве все больше становятся краеугольными камнями воспитания детей в самом массовом институте – школе. Война как почти неизбежность для страны, окруженной врагами. Вера – как духовная основа и поддержка в святом деле борьбы с врагами. Создается все больше кадетских школ, кадетские классы становятся таким же популярным видом специализации обучения, как классы математические, инженерные и гуманитарные. Мальчики и девочки ходят в военной форме, их так много, словно война действительно на пороге. Один из воспитателей кадетского корпуса пишет, что основа воспитания в нем – это «вера и верования, заветы и традиции». Не может быть военного дела без опоры на веру и заветы предков. Крестик на груди и автомат Калашникова в руках – вот тот идеал современного школьника, к которому, похоже, стремится российское государство. Завтра в поход?



Новости





























































Поделиться