Я солидарен с заключением уважаемых экспертов из РАО в оценке результатов работы по «переделке» имевшихся у нас ФГОС: мое субъективное мнение по поводу этих документов согласуется с объективными выводами серьезных академических экспертов.
Общее ощущение от Стандартов – в них ученик так и не обрел своей субъектности, оставаясь во многом объектом приложения педагогических сил и наполнения его разнообразными знаниями, объем и сложность которых подчас совершенно не учитывают и его возможности, и его психовозрастные особенности, что лишает школьника шанса не просто усвоить полученное в процессе образования, но – присвоить эти знания и умения, актуализировать их в своей повседневной деятельности, соотнести с собственными интересами и потребностями.
Особенно меня огорчает то, что за «содержание» в Стандарте выдается «материал»: обширный список обязательных для изучения литературных произведений, перечень обязательных для запоминания правил русского языка, исторических событий и дат не могут считаться «содержанием»! Все это – лишь учебный материал, который требует еще ответа на вопрос: для чего он нужен, с какой самостоятельной и продуктивной деятельностью ученика связан, проще говоря – что в результате он должен научиться делать.
Сам по себе деятельностный подход очень слабо конкретизирован, зато детально расписаны обязательные для заучивания тексты, правила, названия и даты.
Тогда как, помнится, сама идея «обновления» Стандарта была связана с поручением президента «уточнить» и «конкретизировать» содержание – чего в обновленном варианте Стандартов почти не наблюдается.
Мне кажется, сфера образования не менее деликатная и требующая осторожного обращения, чем, скажем, медицина.
Новые лекарства апробируются десятки лет – здесь же нам предлагают поспешно подготовленные Стандарты, которые существенно противоречат опыту последних десятилетий и для решения накопившихся в этой области проблем предлагают во многом устаревшие рецепты, которые эти проблемы некогда создали, а теперь способны разве что их усугубить.
Тогда как подлинное обновление Стандартов означает прежде всего позитивные изменения в самом школьном образовании, в организации образовательных процессов, а не консервацию образования, не бесконечное уточнение и детализацию учебного материала, это обновление имитирующих.
Поэтому для меня более чем очевидна необходимость начать заново работу над Стандартами, на чем настаивают эксперты РАО, причем первым пунктом этой работы поставить четкое определение тех результатов, которых мы планируем достигать на каждом из этапов школьного образования, чтобы в дальнейшем проверять каждый раздел этого документа на соответствие им.