Дети // Колонка

После трех совсем не поздно


После трех совсем не поздно
Фото: zastavki.com

Конференция «Edcrunch–2019», тысячи заинтересованных людей, огромные стенды с инфографикой – информацией по разным аспектам образования.

Один из таких стендов находился в зале, где обсуждаем проблемы раннего образования. Тема моего доклада – «Мифы развития». Актуально ли?

Не просто актуально.

В мифы верят родители, мифами руководствуются педагоги и организаторы образования.

Иллюстрация на стенде за моей спиной: огромная диаграмма, где выделено красным 85% и подпись – «85% личностных качеств, интеллектуальных способностей и социальных навыков приобретается в возрасте до пяти (!) лет».

Это один из самых распространенных мифов, имеющий разные модификации. Наиболее популярные – «после трех уже поздно» или «окно развития закрывается после четырех-шести лет». Поддерживающие этот миф родители готовы не только принимать на веру методики «раньше читать, чем ходить», «три иностранных языка с двух лет», «читать и писать до трех», но и жестко требовать от ребенка результатов, не учитывая возможности и индивидуальные особенности своих детей.

Чему удивляться? Если «после трех поздно» и 85% интеллекта и социальных навыков необходимо освоить до пяти лет?

И полбеды бы только родители, но ведь в стандартах дошкольного образования четко сформулированы «результаты» дошкольного образования в виде так называемых предпосылок универсальных учебных действий.

Вот некоторые из этих «предпосылок»: «умение выделять существенные признаки объектов»; «умение проводить анализ и синтез объектов»; «умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности». Такие формулировки дают возможность толковать результаты расширенно, т.к. дети способны проводить только элементарный анализ и синтез простых объектов. На самом деле это еще не «умения», они только формируются. И процесс формирования будет продолжаться на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Это один из отголосков мифа о «85%».

А что же в действительности? Что мы знаем сегодня о развитии мозга и познавательных возможностях детей дошкольного возраста?

Первое – окно развития мозга и познавательные возможности ребенка к концу дошкольного возраста не только не снижаются, а, наоборот, растут.

Второе – темпы развития мозга и познавательной деятельности индивидуальны и различны у разных детей. Следует учитывать, что индивидуальные расхождения между биологическим и паспортным возрастом могут различаться на полтора-два года.

Третье – средний возраст созревания познавательных функций, необходимых для формирования навыков письма и чтения, – четыре-шесть лет. Учитывая индивидуальные особенности, в дошкольном возрасте целесообразно не «учить письму и чтению», а готовить к письму и чтению, развивая речь, внимание, восприятие, память и другие познавательные функции.

Четвертое – мозг «учится» в процессе разных видов деятельности ребенка, и накопление этого опыта – расширение способности мозга к обучению.

Пятое – адекватные требования (соответствие требованиям обучения) возрастным и индивидуальным особенностям помогают развитию мозга.

Неадекватные требования, неудачи, эмоциональное давление и недовольство взрослых создают стрессовые ситуации, что нарушает и тормозит развитие мозга и познавательной деятельности.

Именно поэтому мифы о «85%» и «после трех поздно» совсем не безобидны. Неверная установка взрослых, стремящихся «успеть и не опоздать», на ранних этапах развития ребенка нарушает развитие и убивает познавательные мотивы.

А это худшее, что мы можем сделать до школы.



Новости





























































Поделиться