Если опираться на главные факты (они известны, не оспариваются никем, ситуация прозрачна) и отдельно не исследовать межличностный конфликт между муниципальным чиновником и директором муниципальной школы, то оценка произошедшей ситуации с «иконой в муниципальной школе», на мой взгляд, может быть такой.
Основой искреннего непонимания между сторонниками приноса иконы в школу и их противниками стало сложившееся расхождение между правовой теорией и общественной практикой.
По идее, они должны совпадать, но уже давно не совпадают. Теория: статья 14 Конституции РФ, часть 2-я: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Практика: Русская православная церковь является главным религиозным объединением страны, тесно сотрудничающим с органами власти. А далее – есть активные общественные объединения, которые часто выступают «интерфейсами» взаимодействия между РПЦ и уже не отдельными лично воцерковленными государственными или мунициальными служащими, а целыми государственными и муниципальными организациями и всеми связанными с ними людьми. В данном случае работниками и учениками той самой саратовской школы №43, куда предполагалось привезти икону Божьей Матери «Избавительница от бед».
Не было бы никакой проблемы, если бы это произошло в стенах православной школы, наоборот, это было бы здорово и правильно. Не так очевидно, но допустимо, если бы икону привезли бы в казачью школу, с учетом традиционного взаимодействия казачьих объединений и РПЦ. Хорошо известно, что учреждение образовательных организаций как религиозными, так и общественными объединениями допускается законодательством.
Однако подчеркну во втором случае: школу, учрежденную казачеством (законом это не запрещено), а не муниципальную школу, где созданы казачьи классы.
Закон ограничивает другое, ясно и четко: «В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются».
Читая эти слова, изложенные в части 12 статьи 27 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ситуация становится однозначно понятной.
Было принято неверное решение – икона не могла быть привезена для поклонения любым отдельным количеством учеников в муниципальную школу. А попытка вывести сейчас в информационную повестку ситуацию месячной давности может быть продиктована выяснением ситуации между учредителем (муниципалитетом) и администрацией школы.