– Почему возникла необходимость провести такой мониторинг?
– Дело в том, что стандарт был принят более четырех лет назад, и это вполне резонный вопрос: как же он реализуется, происходят ли какие-то изменения?
О чем говорит ФГОС: образование должно быть вариативным, учитывающим индивидуальные потребности ребенка и его интересы, ребенок должен быть субъектом своего образования – да, прямо так и сформулировано в стандарте.
Требования, прямо скажем, новые для нашего дошкольного образования, поэтому важно спустя три-четыре года понять, как они выполняются.
Мониторинг должен дать обратную связь, чтобы управленческие решения принимались не вслепую, а на основе исследования.
– Исследование показало, что не так все хорошо с предметно-пространственной средой, низкие баллы – среда недоступная и ненасыщенная. А что мешает ее улучшить?
– Нужно, чтобы вместо рядов кроваток появились складные кроватки или подиумы – тогда место для игры освободится. Хорошо, если мебель будет двигаться, встанет на колесики, дети смогут обустраивать среду под свою игру. Тогда и детская субъектность сможет проявиться.
Что нужно для таких изменений? На поверхности – вопрос о финансировании. Да, нужны, конечно, средства на все эти подиумы, трансформируемую мебель и прочее. Но это не не единственный, но и не самый важный фактор. Суть ведь в том, чтобы создать такую среду, которая подходит именно этим детям, именно для тех событий, которые в конкретной группе происходят.
Самое важное – чтобы среда, в том числе и предметно-пространственная, не просто закупалась по списку, но стала предметом проектирования команды детского сада.
И вот с этим есть проблема.
- Во-первых, педагоги довольно часто сами не видят необходимости в каких-то изменениях. Они считают, что и сейчас среда вполне богатая и развивающая.
Однако исследование этот парадоксальный факт выявило: не хватает компетентности, чтобы среду оценить, нет тех «профессиональных очков», которые позволили бы увидеть ее глазами детей, через призму полезности для детского развития.
Но и в тех случаях, когда понимание необходимости поменять среду есть, от него часто не удается перейти к действию. Надо, чтобы педагоги, исходя из тех целей и идей, которые в этом детском саду есть, могли собраться, обсудить и «замыслить» то, что должно быть у них в саду.
Совершенно не обязательно, чтобы это было дорогое обустройство. Неструктурированные материалы, коробки, шины и прочее очень даже помогут сделать детский сад более «детским».
- Во-вторых, педагогам и садам не хватает свободы и самостоятельности.
Воспитатели часто говорят о том, что по-своему расставить мебель нельзя – есть некие указания, методические рекомендации разных уровней. То есть это не Стандарт не разрешает что-то менять, а зачастую какие-то локальные регуляции.
- В-третьих, нет традиции совместного принятия решений, создания образовательной среды как проекта. Это, пожалуй, самая острая проблема.
А следовало бы работникам дошкольного учреждения всем вместе собраться, чтобы прояснить собственные приоритеты и наметить шаги решения волнующих вопросов. Кстати, об этом говорит и другой результат исследования.
Сегодня довольно редко педагоги принимают участие в разработке образовательной программы сада. А ведь это право им дает и Закон «Об образовании», и Стандарт.
То есть все эти ограничения чаще всего совершенно нелегитимны.
Бывает, что внешние регламентации до смешного доходят.
Например, случай в одном из муниципалитетов. Было дано нелепое, на мой взгляд, указание «снять со всех шкафчиков дверцы, чтобы среда стала доступной для детей».
А ведь суть вопроса как раз в проектировании в конкретной ситуации, а не в решениях, которые автоматически всем предписываются.
– А на курсах повышения квалификации для педагогов разве рассказывают, как развивать предметно-пространственную среду?
– Рассказывают, но не учат это делать, раз среда остается прежней! Обратите внимание, более 90% педагогов посетили курсы повышения квалификации «по ФГОС», но при этом почти 100% из них довольны обучением. Но среда так и остается бедной и недоступной, а значит, не развивающей.
Задача курсов – работать с ценностями и умениями.
Педагоги должны научиться задавать вопросы:
- Какие у детей потребности?
- Как нужно изменить жизнь и обустройство группы, чтобы сориентировать на эти потребности образование?
И тут не только рассказ нужен, тут нужно учиться моделировать среду под свои задачи – и это умение вполне можно сформировать. Вот эти задачи курсы пока не решают.
– Из результатов исследования известно, что с детьми чаще всего работает один педагог. Почему так? Ведь в группе всегда есть и воспитатель, и младший воспитатель.
– Да, эксперты обнаружили, что во время занятий (а чаще всего с 9.00 до 10.30 в саду идут именно занятия) с детьми в большинстве случаев работает только один взрослый – воспитатель. Почему? Тут две причины можно назвать, и между ними хитрая причинно-следственная связь.
Во-первых, сложилась традиция, по которой младший воспитатель занимается прежде всего уходом и присмотром за детьми, а также санитарно-гигиеническими делами (когда детей надо одеть-раздеть, накормить-уложить).
Причем это именно сложившаяся традиция – в функционале младшего воспитателя есть участие в образовательном процессе.
Во-вторых, главная проблема в том, что чаще всего занятия проводятся фронтально: все дети делают что-то одновременно.
И вот тут вроде бы не возникает необходимости во втором взрослом. Если все дети заняты одним делом (а не разбиты на небольшие группы, что гораздо больше подходит малышам), управиться может и один взрослый.
Получается замкнутый круг: традиция фронтальных занятий исключает участие второго взрослого, а то, что воспитатель остается один на один с детьми, вынуждает его перейти к фронтальным занятиям.
– Как объяснить, что в исследовании были получены низкие баллы по показателю «использование речи для развития мышления»? Не странно ли это? Казалось бы, развитием речи и мышления как раз детский сад и занимается!
– Этот вопрос связан с предыдущим. Занятия, конечно, проводятся, но образование-то продолжается в течение всего дня.
Воспитателям порой не хватает времени на беседы с детьми, нет возможности выслушать детскую точку зрения, сделать паузу и дождаться ответа ребенка.
Иногда этому не придается значения, но чаще всего нет просто физической возможности выслушивать каждого малыша - из-за того, что детей много. Обе причины одинаково важны.
Почему важно обсуждение и разговор (а значит, и мышление!) в повседневной жизни, не только во время занятий? Потому что повод для размышления есть всегда! Например, важно, чтобы нормы – убирать за собой посуду, не мешать другому ребенку, когда он находится в «месте для уединения» – были понятными, а не просто приказом.
Педагогу важен не только «рисунок поведения» ребенка (сделал/не сделал), но и психологический механизм, насколько правила осознанны или приняты просто из послушания. А осознанность требует договора, разговора и обсуждения в кругу, принятия точек зрения. И вот таких обсуждений с детьми как раз и не было обнаружено.
Еще одна сторона проблемы – компетентность педагога, умение говорить с детьми и слушать, слышать, делать паузу.
Раньше не говорили, что это необходимо, что на это стоит обращать внимание, учить этому в педагогических вузах.
Например, до сих пор в детских садах редко встречается такая традиция, как утренний круг, а это ведь и есть возможность разговора, эмоционального утреннего приветствия, обсуждения.
В общем, отсутствие технологий ведения беседы и договора – сегодня важный момент.
– Цифровые технологии. Насколько они необходимы в детских садах?
– Странно игнорировать тот факт, что дети погружены в цифровую среду от рождения. Уже полугодовалый ребенок получает девайс в руки, потому как это устройство весьма простое для взаимодействия. Зачастую это игры, которые не всегда дают пространство для развития.
Но было бы странно в этой ситуации делать такой вывод: раз некоторые способы взаимодействия с гаджетами не стимулируют развитие, стоит отказаться от них вовсе. Должна быть иная логика – важно учить этому детей. Ведь цифровая среда – это колоссальный источник информации.
Дети старшего дошкольного возраста вполне могут сами искать информацию, использовать электронные средства для того, чтобы делать свои проекты.
Например, я видела в Швеции, как в детских садах дети используют QR-код для того, чтобы слушать аудиокниги.
Есть множество способ развивать компетентность детей в этом вопросе. Но нельзя делать вид, что информационных технологий и гаджетов нет. Нельзя утрачивать время и возможность для развития.
– Почему в детских садах редко встречаются места для уединения и комфорта ребенка?
– Главной ценностью дошкольного стандарта и рамкой исследования являются уважение к личности ребенка, к его индивидуальности. Эта ценность как раз и проявляется в месте для уединения и комфорта.
У ребенка может возникнуть потребность побыть в одиночестве, и такая возможность должна быть удовлетворена.
А значит, не должно быть таких правил: «пришел – будь со всеми», «один будешь дома сидеть» (а мы такое слышим до сих пор в детских садах). Это процесс, который трудно идет в обществе. В образовании важно проявление уважения к личности, пусть к маленькой, но уже личности.
Как показывает практика, везде, где такие места для уединения появились – домик, даже коробка – они не пустуют. Правда, иногда такие места появляются формально – по приказу сверху.
Например, во время исследования иногда обнаруживалось, что такие места сделали специально «для эксперта». Но во время мониторинга это обнаруживалось и оказывалось, что такое место находится на проходе или нет правила не мешать ребенку, который спрятался от всех. Но все равно даже в такой форме это уже знак внимания к индивидуальным детским потребностям.
– Результаты исследования показывают, что в садах нет замены продуктов для аллергиков. Почему это важно?
– Наличие замены продуктов для детей с аллергией – тот же вопрос об уважении к личности.
Если у ребенка аллергия на что-то или он не ест рыбу или кашу, ему остается ничего из этого не есть в тот прием пищи, когда эти блюда подаются к столу. Это правило, и мы все к этому привыкли.
Но вот в Швеции, например, в обязательном порядке есть замена продуктов для аллергиков – причем как для детей, так и для педагогов. И это не мелочи. Все это вопросы индивидуальной свободы и вариативности.
– Дети с ОВЗ: насколько детские сады в России приспособлены для них?
– Закон об образовании позволяет сегодня родителям детей с ОВЗ отдавать их в любую группу, нет больше изоляции. Но мы обнаружили, что таких детей в детских садах почти нет. И не потому, что родители не приводят их, а исследование показало неготовность среды: для детей с ДЦП нет специальных устройств, даже просто лифтов. Нынешние условия не позволят им находиться в детских садах.
– Показатель «узнавание о разнообразии культур и традиций»: как можно его улучшить?
– Существуют наборы кукол с разным цветом кожи, роста, телосложения, даже куклы в инвалидных креслах. Купить такой набор – уже кое-что. Но по большей части – дело не в наборе.
Сейчас почти во всех группах есть дети разных национальностей. Но в группах нет следов образования на эту тему.
С детьми лишь редко говорят о том, что существует другой язык, культура. А можно ведь устраивать фестивали, готовить национальную еду и рассказывать о других народах.
Важно учитывать, что у детей мышление наглядно-образное. Необходимы «говорящие стены» в комнатах, с рисунками, плакатами, фотографиями, которые оставались бы после фестивалей и уроков о разных культурах и традициях, чтобы дети не забывали пройденный материал. Если что-то происходит, оно должно оставаться в среде.
И это, конечно, касается не только знакомства с разными культурами, этот принцип должен быть общим. Среда в детском саду должна быть «живой», наглядной, обращенной к детям, должна позволять действовать разными способами. Тогда она будет развивающей.
Алина Зражаева