Команда старших школьников,
в их числе – ученик лицея
«Вторая школа» Иван Заичкин, разработали и собрали спутники «SiriusSat-1» и «SiriusSat-2». 10 июля этого года состоялся
запуск ракетоносителя, 15 августа спутники были выведены на орбиту, и вскоре был
получен первый сигнал. Мы побеседовали с мамой Ивана Заичкина, Верой Водяновой,
профессором кафедры логистики
Государственного Университета управления и профессором Высшей школы финансов и
менеджмента РАНГХиГС.
– Как получаются дети, которые уже в 10-м классе могут запустить в космос спутник? С чего все начиналось?
– Мы с мужем по образованию математики (преподаватели, доктора наук, занимаемся вопросами, связанными с управлением, с математическим моделированием, с принятием управленческих решений). Это имеет отношение к приложению математики. Так вот, когда у нас появился ребенок, мы очень скоро обнаружили у него явные инженерные склонности. Он был еще маленьким, толком не разговаривал, но у нас уже была затянута скакалками вся квартира: это были «провода», по которым что-то передавалось в его игре.
Большой вклад в его развитие привнесли игры. У него было много вариантов конструктора, в том числе «Лего», и он собирал из него разные модели, опережая свой возраст.
В детстве Ваня мог заниматься конструированием по шесть-семь часов. Потом, в возрасте восьми-девяти лет, он стал находить в инструкциях по сборке ошибки. Мы уже покупали ему достаточно сложные конструкторы (на тысячи деталей). Нам говорили: вашему мальчику слишком трудно такое собирать. Но ребенок в течение четырех часов справлялся с этой задачей. Потом он стал придумывать какие-то свои оригинальные вещи, например, летательные аппараты.
Конструктор развил в нем такие черты, как усидчивость, работоспособность, творчество, критическое мышление, память, которая у него и так всегда была хорошая. Он помнил все детали, мог их безошибочно сортировать, четко различал, где какая должна быть. И в какой-то момент, когда с помощью конструктора уже нужно было собирать роботов, он все это перерос. И появилась Arduino – отладочная плата, на базе которой можно создавать различные электронные системы.
А еще в детстве Ване очень нравилась железная дорога. Сначала – простейшая, но, надо отдать должное – очень технологичная. Мы начинали с деревянной, а потом я стала докупать более сложные ее компоненты (например, паровозики, которые горят, свистят). У нас дома громоздились колоссальные постройки.
Увлечение завершилось традиционной немецкой железной дорогой. Там цифровые, аналоговые вещи, со сложным сочетанием управляющих конструкций.
Но в этот момент Ваня уже переключился на космос. Хотя макеты построек его очень увлекали. Они и сейчас ему интересны, просто времени нет.
– Как на развитие Ваниных способностей повлиял лицей «Вторая школа», куда он поступил в 7-й класс?
– Очень повлиял! Сын скоро попал в замечательный кружок робототехники, которым руководит потрясающий Юрий Николаевич Дементьев. Их начали учить программировать Arduino. В 7-м классе Ваня поступил в Лицей, а в начале 8-го класса, в середине октября, я купила ему первую ардуинку.
– А в 9-м классе он попал на проектную смену в сочинский «Сириус»... Как это было?
– Для того чтобы попасть в «Сириус», дети проходили стандартные отборы, участвовали в конкурсе. Ваня представил свой проект. Авторы лучших работ поехали на Проектную смену в «Сириус». Там ребята разделились на команды. И в итоге работы одной из них возник спутник.
– Сейчас у Вани выпускной класс. Какие планы?
– Нужно сдать экзамены и поступить в вуз. Это будет какое-то техническое направление: МФТИ, МГТУ им. Баумана, физфак МГУ... В этих трех местах есть космическое направление. Ваня сказал, что имеет смысл служить в одном из двух флотов: военно-морском или космическом.
– Остается ли у него время на личную жизнь?
– Все «личное» время уходит на «поспать».
Личная жизнь у него в том, что он собрал себе 3D-принтер и на нем печатает детали для своих космических проектов.
Вот, слышите? Он как раз гудит.
– Кажется, слышу. А чтение, походы в театр, на концерты?
– Во «Второй школе» дети постоянно ходят в театры, даже ставят собственные спектакли. У них есть экскурсии...
У нас же учителя замечательные. Ребята готовятся к урокам по-настоящему, чтобы не ударить в грязь лицом.
Иногда ученики замечают (в силу того что они математики) любопытные моменты, например, у Толстого. Спрашивают: «большая половина» – это как?». Для них точность выражения имеет большое значение. И, когда допускаются такие мелкие ошибки, они просят учителей объяснить: что такое большая половина, ведь половины – это равные части?
– Я не помню, где эта «большая половина?
– Когда Пьер Безухов разъезжался с Элен, он отписал ей «большую половину своего состояния». Видимо, Толстой имел в виду «большую часть». А они – математики-физики, и замечают все это.
– Любит ли Ваня музыку?
– Это, скорее, не классика. Зато он с первого класса занимался бальными танцами, рисованием.
Основная его черта – терпение, работоспособность. Он очень выносливый и терпеливый. Даже когда был маленьким, никогда не капризничал.
Однажды, когда он был ребенком, мы ходили в байдарочный поход. Он перекупался, и горло заболело. Поднялась высокая температура. Ваня терпеливо сидел в спальном мешке и ждал, пока спадет температура. Я была потрясена. Он это выдержал. Он уже тогда был надежным, самостоятельным. Я с ним всегда советовалась. И сегодня мы обязательно считаемся с его мнением.