В этом году опубликованы два доклада о грядущих изменениях в образовании: «Global Education Futures» – о будущем образования в сложном обществе XXI века, и «Global Education Leaders` Partnership Summit» о результатах впервые состоявшегося в Москве обмена опытом между лидерами мирового образования.
Авторы докладов (Павел Лукша, Джошуа Кубиста, Александр Ласло, Мила Попович, Иван Ниненко), а также участники сессий Global Education Futures в 2014–2017 гг. описывают сложные процессы, которые происходят сейчас в обществе и являются причиной сдвига парадигмы образования.
Два контекста развития образования
- Первый сдвиг парадигмы образования – в сторону перехода от передачи знаний к пониманию возможностей.
- Второй сдвиг – в сторону обучения на протяжении всей жизни.
В связи с этим ответ на вопрос «зачем учиться?» становится важнее, чем ответ на вопрос «чему учиться?».
Человек может и должен учиться всю жизнь, но для того чтобы это образование было эффективным, он должен понимать цели обучения и уметь выстраивать свой личный образовательный маршрут.
Таким образом, коротко сформулировать задачу, стоящую перед образованием, можно так:
Необходимо создать образование для сложного общества в условиях глобальной турбулентности или «стратегической неопределенности».
Авторы докладов уверены, что у грядущих изменений есть ряд предпосылок.
Эти предпосылки следующие:
- растет сложность социально-технических систем,
- увеличивается спрос на новые навыки и знания,
- конфликт спроса на новые знания с растущей неэффективностью современной системы образования, причиной которой является неготовность трансформироваться и видоизменяться,
- активное развитие информационно-коммуникационных технологий, математики, когнитивных наук, биофармацевтики и других смежных наук, что позволяет обрабатывать «большие данные», автоматизировать рутинные процессы в образовании с помощью искусственного интеллекта, а также создавать новые способы персонального и коллективного обучения.
Ученико-центрированное образование
Следующий шаг на пути совершенствования образования- переход к ученико-центрированному образованию. Что для этого необходимо?
- Появление самоуправляемого учащегося, который может самостоятельно ставить себе задачи в образовании и достигать их, а также на протяжении всей жизни создавать совместные учебные опыты, что позволит другим учащимся стать самоуправляемыми;
- создание и поддержание образовательными организациями как индивидуальных, так и коллективных образовательных процессов;
- создание образовательных экосистем.
Понятие экосистемы заимствовано из биологии и означает сообщество живых организмов, среду их обитания, а также систему связей, осуществляющую обмен энергией между ними.
Образовательная экосистема формирует связи между формальным и неформальным обучением, существующими поставщиками образования и его новыми участниками, между «поставщиками услуг» (в основном преподавателями) и «пользователями услуг» (в основном учащимися).
Экосистема, по мнению авторов, должна обладать важными качествами, такими как способность быстро адаптироваться к меняющемуся миру и масштабироваться от размеров малой группы учащихся до сообщества, покрывающего всю планету.
Оценка успеха
Говоря о методике оценки и индикации успеха учащихся, авторы приводят краткие описания проектов Pearson, BlackBoard, Mozilla Open Badges, Knewton и Kaplan, UCLA Center for Digital Behavior, International Educational Data Mining Society.
Перечисленные проекты в разных точках земного шара работают над оценкой достижений учащихся: от системы бейджей до анализа поведения учащихся в режиме онлайн.
При этом исследователи предупреждают о потенциальных опасностях повсеместной оценки результатов учащихся, например таких, как раскол сообществ на основании результативных показателей.
Образовательное пространство
Докладчики считают, что образование будущего должно разворачиваться внутри образовательных экосистем, а не только внутри образовательных организаций.
С этой целью они рассматривают глобальные образовательные платформы, позволяющие обучать огромное количество людей по всему миру, а также городское пространство, которое должно превратиться в образовательную среду, помогающую реализовать принцип непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Этот процесс мы уже наблюдаем. В России повсеместно открываются так называемые «третьи места» для взаимодействия сообществ, в том числе для образования: например, коворкинги или лектории в парках и вузах.
Эволюционные образовательные сообщества (ЭОС)
Основная цель ЭОС создать общий контекст, общие смыслы, общее видение будущего, на основе которого могут объединяться и взаимодействовать городские сообщества; и, соответственно, развить событийное пространство города, создающего место для работы и форматы взаимодействия сообществ.
Сейчас такие сообщества распространены в основном в кругах «музейщиков» и «театралов».
Классическая музейная форма давно устарела, и поэтому музейные работники от стеклянных витрин переходят к улицам, живым людям и их историям и работают со смыслами и местными контекстами.
В целом исследования показывают, что уже намечены пути решения проблем, существующих в мировом образовании. Конечно, еще будут меняться спрогнозированные сейчас сроки преобразований, будут корректироваться содержание и предложенные формы образования будущего. Но процесс запущен, и в обозримом будущем мы с вами сможем испытать на себе и прожить новые интересные формы образования.