Хроника происшествий // Новость

Школьный оброк

В 2017 году Общественная палата подвела итоги обращений родителей школьников: жалобы на сбор денег со стороны учителей и родительского комитета поступают практически из каждого региона, сообщают Новые Известия.
  • 8 июня 2018

Школьный оброк
Фото: sochinews.io

В некоторых из них ситуация и вовсе удивительная: среднее образование, бесплатное в нашей стране, и вовсе отчасти перестало быть таковым. Свой опыт борьбы со школьными поборами в последний учебный месяц описала в ЖЖ мать школьника Елизавета Смоленская в сообществе malyshi .

История началась с того, что в майские праздники классная руководительница прислала сообщение в социальной сети ВКонтакте с просьбой сдать 650 рублей:

«На собрание принести с собой 650 рублей: 1. колокольчики – 25 рублей, 2. диплом – 55 рублей, 3. шарики – 40 рублей, 4. букеты -110 рублей, 5. грамота – 15 рублей, 6. подарки 11-классников – 20 рублей, 7. ремонт – 300 рублей, 8. ВПР бумага 3 пачки и чёрная гелевая ручка – 43 рубля.

Если есть у кого калькулятор, то сумма получается 608 рублей. Мне не несчастные 42 рубля жалко, которые наша дорогая училка округлила в свою пользу, меня с самого факта такой наглости немного зарубает».

Когда Елизавета попыталась задать вопрос учителю о тратах и округлении, оказалось, что отправить ей сообщение она не может – классный руководитель ограничила доступ, и не все пользователи могут отправлять ей сообщения. Смоленская задала вопрос в группе класса и уточнила, что деньги на праздники и подарки ею были сданы в начале года, полная сумма. Тогда она узнала от родителей, что за второе полугодие деньги с родителей не собирали:

«Оказывается, ни в этом учебном году, ни в предыдущем за второе полугодие деньги не собирали. А я, как дура, в начале года отдавала полную сумму – и всё. Начинаю интересоваться, одна ли я причислена к классу олигархов, или есть еще богатые родители, которые платят по двойному тарифу, – так тем, кто сдал, как я, сумму целиком, половину вернули. Я одна оказалась в списке „лохов“, кого можно спокойно грабить».

Смоленская стала звонить классной руководительнице, та направила ее с вопросами к родительскому комитету. Председательница родительского комитета ответила, что никаких денег они от нее не получали. Так, все трое оказались в кабинете директора, где представительница родительского комитета продолжала отрицать, что Смоленская сдавала деньги.

«После того, как я предъявила СМС-ки от классной и сама классная сквозь зубы подтвердила, что да, сообщения от неё, получала от меня деньги, ага, волшебным образом в сумке председательницы родкома образовалась искомая сумма и расписки на мое имя в получении излишков средств».

Смоленской представили и расписку, и чеки на расходы. Однако траты в них были неоднозначные:

«Вот чек на торт. Куплен в ларьке на остановке, причем владелица ларька клянется, что не бывает у нее тортов за полторы тысячи на два килограмма, не бывает! У нее ларек на остановке, а не кондитерская, у нее тортов – три наименования, и все небольшие. Но товарный чек нас уверяет, что все-таки там был торт куплен. Причем за неделю до чаепития. Куплен торт 20-го, чай пили 27-го, директор говорит, что раз пили – то надо чек признать».

Все прочие траты – 1250 рублей за веник и ершик, букет учителю на Новый год, по чекам приобретенный 10 октября – были признаны директором как уместные и законные. Есть чек, есть необходимые траты, значит, не о чем говорить. Тем не менее на этом проблемы Смоленской и остальных возмущенных родителей не закончились.

«Нас из праздничной линейки исключили. Экзамены, контрольные и ВПР-ы мы сдали все исключительно на тройки. У всех пятерых – только тройки. И в году тройки. За четверть стоят оценки в дневнике: 4, 5, 5. За четверть – 3. По четвертям: 4, 5, 4, 3; готовая – 3, конечно же. Мы было ринулись к директору выяснять, что за математика такая, да как такие оценки появляются. А одна мама из нашего класса отвела нас в уголок и просветила, дур темных, что не надо на классного руководителя бочку катить, только себе хуже делаем».

Смоленской объяснили, что мать классной руководительницы работает прокурором, сама же учительница инвалид (у нее ДЦП), обязательный для бюджетной организации.

«Как скачет на шпильках – мы видали, оказывается, это ДЦП».

Часть возмущенной группы родителей после отстранения от участия в линейке «одумалась», попросили прощения у педагога и родительского комитета и приобрели необходимый для участия в линейке инвентарь. Смоленская и еще одна из матерей отказались мириться с происходящим.

«И последним сюрпризом стало то, что нашим двум детям не хватило учебников на 5-й класс. Так что „очень жаль, но вам придется приобрести комплект учебников за свой счет. Много детей этого года рождения, кому-то вот могло и не хватить“. Не хватило именно нашим. Случайное совпадение, полагаю. Не могла же учительница обидеться на тех, кто не дал ей взятку? Так ведь не бывает».

Смоленская написала, что планирует переводить своего ребенка в другую школу, но, кроме того, планирует обратиться в Министерство Образования.

«Очень чешутся руки написать начальству и поспрашивать в департаменте образования, мерещится ли им тоже связь между тем, что двое, отказавшихся платить, остались без учебников, или это случайное совпадение».

Это не первый случай, когда в школе собирают деньги на траты, вызывающие сомнения. Так, в марте классная руководительница собирала 880 рублей на проведение ВПР за 4 класс. Деньги Смоленская сдала, однако, как выяснилось позже, цена одного теста ВПР — 55 рублей. Учительница увеличение суммы в 16 раз не прокомментировала.

Пользователи ЖЖ активно поддержали Смоленскую и посоветовали ей как можно скорее обратиться в Министерство Образования и другие инстанции.

Не стоит забывать, уточняет сайт Обзор законов, что в соответствии с законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,

Дополнительная плата может взиматься за предоставление дополнительных образовательных услуг.

То есть за: преподавание дополнительного материала, либо изучение предмета, который не входит в школьную программу; преподавание дисциплин для специального развития; репетиторство; преподавание материала сверх школьной программы; все прочие услуги, которые не предусмотрены общеобразовательными программами. Их виды и формы определяются уставом каждой конкретной школы.

Закон запрещает сбор денег на: преподавание дисциплин, которые уже входят в общеобразовательный процесс; предоставление гардероба; предоставление охранных услуг; предоставление учебников и методических пособий; закупку нового специального оборудования и проведение ремонта в школе.

По закону, при необоснованном сборе денег в общеобразовательных учреждениях, следует обращаться в: муниципальное образовательное учреждение; районную администрацию, занимающуюся образованием; департамент образования; полицейский участок; комитет образования городского уровня; в организацию по борьбе с преступлениями в области экономики. Также родители имеют право обратиться в Министерство Образования, если они сомневаются в законности сбора средств.

Закон № 63 УК РФ регламентирует ответственность за незаконные поборы в школе. В 136 статье указано:

За поборы в образовательном учреждении грозит уголовная ответственность.
А именно: ограничение свободы на период до 4-х лет; принудительные работы на период до 4-х лет; арест на период до 6 календарных месяцев; штрафные санкции до 80 000 рублей.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube