Шорт-лист претендентов на пост главы Ижевска станет известен 8 июня, когда конкурсная комиссия выберет не менее двух, после чего представит их кандидатуры депутатам Гордумы, которые и выберут нового главу города.
– Прежде чем говорить предметно о ваших потенциальных задачах на посту главы, хотелось бы узнать, как директора школы решают «сменить профессию» и переквалифицироваться в градоначальника. Почему вы приняли такое решение?
– Уже с 1994 года я обращался к теме развития города, и у меня сформировалось мнение, в чем его основная проблема и главная перспектива. Как работник сферы образования уверен, что через внимание к этой сфере можно изменять и людей, а через это менять и состояние самого города. К сожалению, наши попытки объяснить власти, в чем смысл этого действия, оканчивались согласием, но реальных дел сделано не было. Поэтому я и решил, что пора перестать ждать, нужно самому входить во власть и устанавливать «правильные правила» игры, поскольку этот город мне важен. Здесь родился я, мои дети, скорее всего, будут жить и мои внуки.
Нужно снять крышку с бурлящего котла и усилить энергию горожан.
У нашего города замечательная история и прекрасное будущее. Я собираюсь обеспечить Ижевску достойное положение на карте России. А люди здесь сильные, потому что в разные периоды истории сюда приезжали одни из самых умных и способных. Это город, концентрирующий в себя людей с высоким интеллектом. Очень жаль, что огромный человеческий ресурс не используется. Во многом это объяснимо, поскольку в городах, где строится оборонная промышленность, власть стояла на том, чтобы этот ресурс слегка придерживать. Лет 20 назад у меня родился образ такого города – это бурлящий котел, плотно закрытый крышкой. Необходимо было стянуть большие умственные силы и творческую энергию на оборонные предприятия, но не дай Бог, чтобы они – силы и энергия – вылились во что-то иное, нежели производство оружия.
Но сейчас оборонно-промышленная специализация Ижевска уходит в прошлое. Потому моя концепция состоит в том, чтобы энергию горожан, наоборот, усилить и направить на развитие города. Если мы сможем сформировать систему развития потенциала таких людей, то это будет замечательно. Часть из них будет работать здесь, часть уедет, но будет всегда помнить, что этот город помог им стать значимыми в этом мире. И они будут инвестировать в город свои идеи и замыслы. Если мы сделаем ставку на человеческий потенциал и предложим этим людям попробовать себя в этом городе, то они начнут его «раскручивать». Причем усилий в этом направлении потребуется гораздо меньше, чем в попытках соревноваться с большими городами, как Москва или Санкт-Петербург. Дело в том, что в нашей стране большие задачи часто решают не большие агломерации, а сильные точки. Я вижу свою победу в становлении Ижевска инновационным городом, средоточием технологий. Его миссия как мудрого города состоит в том, чтобы обеспечивать ключевой ресурс развития самого города – человеческий потенциал.
– А если коснуться важной и родной для вас сферы образования – какое место в своей концепции развития Ижевска вы отдаете ей?
– Ижевску нужна стратегия, которая основывалась бы на использовании гуманитарных технологий и была направлена на развитие и капитализацию человеческого потенциала жителей города. Сфера образования может и должна сыграть ключевую роль в реализации такой стратегии. Стратегическая цель ижевского муниципального управления на ближайшие семь лет – переход в инновационный режим всех сфер городской жизни за счет актуализации и устойчивого развития человеческого потенциала жителей города.
Но здесь есть и парадокс. Первый, кто будет сопротивляться таким изменениям, как ни странно, как раз система образования. Почему? Потому что, как правило, в муниципалитетах не то что образовательной политики, но даже стратегического управления образованием нет. В лучшем случае освоены организационный (тактический) и руководящий (оперативный) уровни управления с преобладанием т.н. «ручного управления». Лет 15 назад я придумал такую формулу – для того чтобы сфера образования в городе начала развиваться, нужно, чтобы деятели образования занялись образованием города, в том числе и самообразованием. В любых городах образование является сферой социальных обязательств государства, то есть затратной сферой. А если деятели образования обратятся к городу и станут думать про развитие ЖКХ, медицины, социальной политики, то тогда возникнет ситуация, что деятели образования не просто периферийная группа, которой нужно дать какое-то количество денег, а – партнеры. В таком случае выиграют все: и город, и образование.
Гуманитарная, т.е. очеловеченная, городская политика более продуктивна.
Для того чтобы образование жителя города стало ключевым ресурсом экономического, политического, социально-культурного, инфраструктурного развития самого города, необходима скоординированная работа органов муниципального управления, бизнес-организаций и ассоциаций, общественных организаций и экспертных групп. Все их усилия должны быть направлены на развитие человеческого потенциала, прежде всего молодого поколения, формирование предпринимательских компетенций и поддержку предпринимательской деятельности людей. Под предпринимательством я здесь подразумеваю то, что Й. Шумпетер в своей «Теории экономического развития» называл особым творческим типом экономического поведения, новаторством, нахождением более эффективных способов использования ресурсов, готовностью идти на риск. Предприниматель по Шумпетеру – главный субъект экономического развития. Это хозяйствующий субъект, способный начать и вести какое-то выгодное дело, воплощающий ранее неизвестные, новые рыночные возможности в виде новых услуг, технологий.
Но, к сожалению, нынешняя система образования – отдельная отрасль, которая занимается больше отчетами, тогда как представляет собой стратегической ресурс развития любой территории. Поэтому нам необходимо пробудить людей, чтобы они активно действовали – например, вместо того чтобы сидеть на диване и «бухтеть» про рост цен на ЖКХ, взять и самому превратить свой дом в «умный», экологически безопасный и энергоэффективный дом. И все вокруг тоже сразу начнет меняться – стоит поменять мышление двух-трех выпусков обычных школ, ситуация на территории города сразу изменится следом.
– То есть это тот самый «массовый тренинг», о котором вы говорите в своей предвыборной программе? Как он будет устроен, кто его должен проводить?
– Да, «массовый тренинг» – это система эффективных образовательных и кадровых программ, направленная на формирование таких личностных черт горожанина, как опора на собственные силы, отсутствие боязни риска, ценность собственной независимости, потребность в достижении успеха, взвешенное отношение к деньгам, стремление к нововведениям. Современные образовательные и социально-культурные технологии позволяют выполнить эту работу в относительно короткие сроки.
Более того, уже есть места, в которых такие тренинги проведены, и мы также проводили подобные мероприятия. После них человек становится не только богаче, но и куда ответственнее и осознаннее. Это действие, которое моментально меняет у людей мышление. Если найти еще примеры, то в образовании стандарты нового поколения – ФГОС – тоже своего рода массовый тренинг. Когда мы применяем их на практике, то система образования кардинально меняется. Мы не регламентируем темы, предметы, соблюдаем всего три пункта требований: условия образования, результаты и определенная структура образовательных программ. Это реальный массовый тренинг для всего педагогического сообщества нашей страны. Или, например, конференция в начале сентября в школе, куда приходят все 11-классники, работавшие и зарабатывавшие летом в различных организациях. Они расскажут будущим старшеклассникам, как они работали, сколько заработали, с какими проблемами столкнулись и как их решили. Если это станет модным, то это будет полноценный тренинг. Или когда дети выходят за стены школы и решают раскрасить серые стены жилых домов и построек в микрорайоне своей школы, рисуют красивые граффити. Вот такие нехитрые поведенческие техники развернут людей к пониманию того, что свою энергию можно легко направить на преобразование пространства, где они живут.