Без рубрики // Колонка

Пенсия как повод для статистического ликбеза

Грустно терять завоевания, даже если они от прошлой социалистической жизни. Грустно, что обещания человека в должности президента распространяются только на тот период, в котором он что-то обещал. Настолько грустно, что народ вышел из игнора всех реформ пенсионного законодательства и снова начал возмущаться...

Пенсия как повод для статистического ликбеза
Фото: kp.md

Казалось, что в сторону пенсии все перестали обращать внимание на фоне непрерывного потока новых моделей. Оказалось, гипноз не настолько силен. Правда, есть мнение, что подобные резонансные провокации делают тогда, когда хотят отвлечь внимание от других нормативных изменений. Но сейчас не об этом.

Какие аргументы? Народ стареет, молодежь не справляется, посмотрите на средний возраст.

Средний возраст

Куда посмотреть? Что такое «средний»? Почему смотреть нужно именно него? Потому что это единственное умное слово из статистики, которое мы понимаем? А понимаем ли? Если понимаем, почему только среднее везде тычем? Оно везде уместно?

Для учителя наиболее значимое среднее – это зарплата. Средняя зарплата учителя должна быть не ниже средней по региону. Как считать среднюю по региону?

Не будем считать – поверим официальной публикации? Почему поверим? Потому что сами экономисты спорят, как ее считать? Куда еще нам с этим разбираться?! Все равно образовательные чиновники тоже сами не считают, а ориентируются на официальные цифры.

Ладно. Моя зарплата какое отношение имеет к средней? Если у одного 300 и у десяти по 30, то средняя чуть больше 55. Если я тот один, мне все равно. Если один из тех десяти, тоже. Только мне как одному из десяти почему-то обидно слышать, что указ президента исполнен на 101%, как сообщил Кудрин.

Если же я не совсем забыл математику, я понимаю:

Обеспечить средний показатель можно не только уравниловкой (подгонкой всех к средней), но и повышением зарплаты редким избранным за счет неизбранной массы.

Есть ли что-то кроме средней? Есть незнакомое большинству, но знакомое всем небезразличным понятие «медиана»: значение, которое делит все множество пополам. Если бы нужно было медиану выводить по указу, пришлось бы оплачивать выше отчетного показателя не менее половины сотрудников. Шанс попасть в приятную половину в этом случае заметно выше. Правда, второй половине можно было бы дать без меры мало.

Показатели в статистике

Есть в статистике и более мелкие градации. Квартиль, например,– вся совокупность делится на 4 равные по численности группы: границы раздела неплохо показали бы способ распределения зарплат по ним.

Есть и дециль – на 10 групп. Может, стоит повысить уровень компетенций населения по статистике, расширяя показатели зарплат в различных статистических категориях?

Любопытно, что показатель «среднее время жизни» не менее сомнительный. На него неизбежно влияет даже смертность в младенчестве. Нам это надо при оценке жизни в старости?

Нам важна статистика, характерная именно для жизни после 60 .

А там ожидаемое время доживания более 15 лет (для мужчин) – реальный шанс пожить до 75, оцененный по статистике смертности.

Стоит оценивать не только возраст, но и другие параметры. Например, в доходах.

«Выслуга»

Ближе к исходной теме проблема досрочной учительской пенсии – как раньше называли, «выслуге».

Раньше все было просто: отработал 25 лет на должностях, которые включены в список, – выходишь на пенсию.

Потом систему усложнили: внесли ограничения по названиям образовательной организации и по нагрузке.

Это приводит к отказам Пенсионного фонда в предоставлении досрочной пенсии и к необходимости через суд доказывать, что название не главное и что с часами все в норме. Чаще всего, суд удовлетворяет иски по названиям.

Пенсионный фонд это знает, но все равно отказывает, чтобы его недостаточно бдительных сотрудников не обвинили в нецелевой трате бюджета.

Нагрузка

Сложнее, в свете наших статистических рассуждений, с нагрузкой. Государство озаботилось тем, что некоторые учителя, вместо надежного выгорания на работе, незаслуженно могут получить выслугу, так как работают меньше ставки.

Ради этой благой цели бдительные стражи социалистической собственности (зачеркнуто) госбюджета сочли нужным учитывать только те года, нагрузка в которых не ниже ставки: упрощенно, для массового учителя, 18 часов в неделю.

В результате:

Если учитель один год имеет нагрузку 17 часов, а на следующий 19, то в выслугу он получит только второй из них, ибо первый не в счет.

Справедливо? Нет! Хотя, на первый взгляд, все просто и правильно.

В ответ просится, если хотите по справедливости, нормировать сквозную нагрузку в часах: отработал 18 часов в неделю все 34 недели (учебный год) и так 25 лет, что соответствует 15300 часов – заработал выслугу. Так, тоже нет!

Учитывая реальные нагрузки наших учителей, при таком подходе они не через 25 лет, а гораздо раньше уйдут на отдых. А этот отдых государство не готово считать заслуженным.

Как поймать блоху нерадивую – это пожалуйста, тем более под это ограничение еще кто-то радивый попадется (жалко страдальца, зато бюджету забота). А как честно проявить свою заботу о выгорании учителя – так средств не хватает.

Еще ближе к пенсии и на тему выгорания.

Профессиональное выгорание

Думаю, все коллеги сталкивались с учителями-долгожителями. Я их условно делю на 2 категории:

– кто выгорел, но остается ради зарплаты, не чувствуя в себе возможности работать где-то еще,

– кто без ущерба для психики и окружающих продолжает учить, пока физические силы позволяют.

Причины таких разных траекторий пусть ищут исследователи, но проблема выгорания для учителя актуальна.

Как минимум, характер отношений учителя с учениками с возрастом неизбежно меняется.

Если в молодости характер отношений учителя ближе к «старший брат/сестра», то потом уже «дядя/тетя», переходящие со временем в «деда/баба». Если в молодости предпочитаешь быть с детьми, чем с коллегами (особенно, возрастными), то постепенно начинаешь радоваться каникулам, когда дети не мешают общаться с коллегами.

Кто работал в школе, прекрасно знают нарастание напряжения в конце учебного года и радость ожидания, что на 2 месяца ты можешь забыть о школе. В августе уже, правда, начинается зуд работы, но он быстро растворяется в напряжении сентябрьского старта.

Неужели государство из особой любви к учителю заложило в закон право на годичный отпуск через 10 лет работы? Кто им воспользовался? Приятно видеть несколько поднятых рук, хотя подавляющее большинство этим правом не пользуется. Почему? Так, жить на что? Не каждого легко отпустят. Какую потом нагрузку дадут?

Слыхал, что где-то в мире есть правило, запрещающее работать с детьми дольше 25 лет. Слыхал, что где-то в мире неприлично сидеть на одном месте дольше 5 лет. Интегрируя, подумал:

Было бы гораздо эффективнее и для учителя, и для общества, если бы каждые 5 лет работы в жестком учительском режиме перемежались годичными курсами-стажировками по повышению квалификации и обмену опытом с другими городами-странами.

Это позволяло бы и вырвать учителя из жесткого недельного режима, и осмотреться вокруг, и узнать, что нового появилось в педагогике, и соскучиться за своими детьми, своей школой.

Повышение пенсионного возраста учителя

Что же произойдет, если пенсионный возраст у учителя поднимется? Да, ничего! Абсолютно.

Редкий учитель уходит из школы на пенсию. Большинство оформляет ее и продолжает работать.

Пенсия по выслуге, кому удается ее оформить, позволяет несколько снизить нагрузку, если директор согласится. Он может не согласиться, потому что ему нужно гнать показатель средней зарплаты.

Отсрочка пенсии несколько осложнит психологический комфорт не получившего выслугу учителя: одно дело, когда ты можешь в любой момент «сделать ручкой», и совсем другое, когда ты должен досидеть положенный срок.

В принципе, учитель против повышения пенсионного возраста, но сам он от повышения срока не слишком пострадает.

Для него важнее проблема выгорания и сомнительные правила досрочной пенсии.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube