В связи с тем, что нам не избежать повышения возраста выхода на пенсию, надо найти оптимальный выход для образования.
Главное – заняться образованием педагогов в возрасте.
По статистике, после 40 учится не более 15% населения.
Итак, с одной стороны, нужно сохранить опытные кадры.
С другой стороны, очень важно иметь молодых педагогов, которые ближе к детям и по возрасту, и по духу, и еще в профессии «не сгорели», и у которых есть желание развиваться и вести за собой молодежь.
Чтобы удержать эти два полюса, мне кажется, надо оперативно решить три задачи:
1) Ввести статусы-должности в педагогической деятельности.
Например, помощник учителя, учитель, учитель-методист, учитель-наставник (по названию можно обсуждать). Это необходимо для того, чтобы опытных пенсионеров перевести в другой статус (им большая нагрузка уже будет не нужна, не нужно много детей для работы), освободив место для молодых учителей.
2) Расширить формы и способы получения образования за счет разных образовательных организаций – сетевых, дистанционных, виртуальных школ.
Но для этого надо вносить изменения в положение о лицензировании подобных образовательных организаций. В этом случае часть опытных учителей в возрасте могли бы работать, не выходя из дома (и дети есть, и зарплату получают, и здоровье берегут).
3) Реально запустить «серебряные» университеты для педагогов после 50.
Например, на базе МГПУ – для получения новых профессий в области образования. Кроме тьюторов, могут быть специалисты по образовательной среде, эксперты-оценщики, продюсеры образовательных программ и другие, чтобы разгрузить молодых учителей и направить их энергию на детей.