Даты по истории – это не так страшно
Первое, что пугает ученика по истории – это обилие информации.
В первую очередь ребенку нужно знать не даты до года, а в эпоху какого правителя и в какой четверти века свершилось то или иное событие.
Заданий и в тестах ОГЭ, и ЕГЭ на знание точной, до года (месяца) даты, не так и много, что позволяет не учить «все и подряд», а выделять главное и осваивать постепенно. А это уже совсем другой объем работы, вполне посильный.
Самый быстрый способ запоминания
Это, по моему мнению, опорные конспекты (по методу Шаталова). Графические шпаргалки, созданные по специальному алгоритму.
Конспекты ребенку нужно распечатать и повесить над рабочим столом или над кроватью.
(Один парень вешал их даже в туалете.) Тогда взгляд ученика будет постоянно на них натыкаться. И у него будет включаться механизм узнавания.
Всего через пару месяцев эта информация плотно зайдет в голову.
Другое дело, что на создание хорошего опорного конспекта требуется много труда и постоянное тестирование. Например, я свои опорные конспекты каждый год переделываю примерно наполовину.
Индивидуальный подход
У каждого ребенка есть свой ведущий канал восприятия информации. Или несколько каналов.
Кто-то визуал, а кто-то аудиал, другой – кинестетик или дигитал.
Кто-то с удовольствием слушает аудиолекции, а кто-то не воспринимает их вообще, как, например, я. Мне со школы тяжело дается любая информация на слух.
Все, что я усвоил в жизни – это в основном самостоятельная работа.
Нынешнее поколение детей – преимущественно визуалы. И я как преподаватель должен уже на первых занятиях выявить ведущие каналы у нового ученика, чтобы составить для него индивидуальный план работы и персональный дидактический комплект.
Понятное дело, что мой полный комплект должен ориентироваться на все категории учеников.
Ежедневная работа
Главнейшее условие подготовки по истории к ОГЭ и ЕГЭ – это ежедневный труд. В далекие восьмидесятые знавал я одного профессора-лингвиста из нижегородского «педа». Он владел восемью иностранными языками в активной форме, что меня очень восхитило. Лет ему тогда было хорошо за 80.
На мой вопрос: «Вы, наверное, свою память сутками тренируете?» – он ответил:
«Тренироваться нужно не много, а регулярно».
Не пропуская ни одного утра, этот профессор от 40 минут до 1 часа занимался повторением своих восьми языков, уделяя каждому из них по 7–10 минут. Читал, переводил и т.д. Обязательно вслух!
Потому что только так мы можем максимально задействовать наши мозговые анализаторы (речезрительный, речеслуховой и речедвигательный).
Старый профессор знал, как устроена наша память. Знал, что ежесекундно к нам в мозг поступает огромное количество новой информации. И каждая новая информация старается вытеснить старую.
Как только мы перестаем регулярно тренировать свою память, свое запоминание – у нас тут же включается механизм забывания.
Что не тренируется – то не развивается! Регулярная тренировка – вот главный принцип поддержания формы, что физической, что психической.
Запоминать должно быть удобно!
Разумеется, нужно использовать разные мнемотехники, оставляя только то, что работает.
Дети обычно пытаются заучивать даты целиком. Вот так: правление Александра I – с 1801 по 1825 гг.
Ребята! В этом случае наш мозг должен выучить восемь цифр. Даже если вам кажется, что это легко, ничего подобного!
Мозг выполняет ту задачу, которую вы перед ним ставите. Целиком!
И если учить надо восемь цифр, значит, он будет учить все восемь. Притом что нужны нам, по сути, только четыре из них: 01–25. Ну или шесть: 1801–25 гг. В этом случае объем работы для нас сокращается до 25% или даже до 50%.
Так зачем выполнять ненужную работу?
Почему не облегчить жизнь себе там, где это можно сделать без проблем?
Это кажется мелочью. Но такие мелочи позволяют сократить время на запоминание дат почти вдвое.
Еще пример. Ученики путаются в правителях XIX века – кто из них какую проводил политику. Но это очень просто запоминать по такой схеме:
- Александр I (1801–25) – либерал,
- Николай I (1825–55) – консерватор,
- Александр II (1855–81) – либерал,
- Александр III (1881–94) – консерватор.
По логике развития событий следовало, чтобы и Николай II (1894–17) был либералом, но он, увы, оказался тоже консерватором.
Его сильное нежелание менять что-либо усилило ригидность (жесткость) государственной системы, что и привело сначала к революции 1905–07 года, а потом и к 1917 году. Так еще одним «святым-страстотерпцем» на Руси стало больше.
И таких мнемотехник у меня много, как, наверное, и у каждого преподавателя, работающего в «поле».