Вы много знаете таких творцов? А в области педагогики?
Когда сегодня критикуют классно-урочную систему, то чаще всего у критикующих в головах сидит картинка, где ребенок – раб учителя.
На стене висит портрет Сталина, а садистка Марь Иванна ненавидящим взором глядит на класс с целью «кого бы ударить линейкой по пальцам?».
И это – представление человека, который понятия не имеет о том, что такое классно-урочная система Я.А. Коменского.
А ее принципы просты и эффективны. Потому и продержались более 400 лет.
1. От практики к теории. Сначала ребенок глядит на предмет и щупает его тактильно. И только потом начинает его описывать словесно.
Сегодня у нас в школе все происходит с точностью до наоборот.
2. Постепенность. Образовательный процесс должен быть понятным и постепенным: от простого к сложному, от отдельных явлений и предметов – к процессам.
От ближнего к дальнему, от объемного – к плоскому.
Что из этого нельзя использовать сегодня?
3. Никакой схоластики. В своей «Великой дидактике» он всячески обличает схоластические, оторванные и от реальности, и от особенностей детского возраста методы обучения «вообще».
Только четко сформулированная цель, как конечная, так и поурочная.
Сегодняшняя наша школа – как раз «оторванная от реальности» и схоластическая по своей сути.
4. Понятная и предсказуемая среда. Ребенок нормально развивается только в понятной и предсказуемой среде.
А этого можно достичь только с помощью распорядка дня и четких правил поведения. Которые обязаны соблюдать как ученики, так и учителя.
Когда из нашей школы ушли такие инструменты воздействия на неокрепшие детские умы, как оставление на второй год и исключение из школы – мы получили целое поколение ничем неудержимых хамов.
Это – не свобода. Это именно хамство и расхлябанность.
5. Ручной труд. Ребенок до 4–10 лет постигает мир не как взрослый – через зрение и осмысление. Ведущим инструментом познания для него является ручной труд.
Поэтому Коменский учил ребенка преобразовывать пространство вокруг себя посредством создания различных предметов своими руками. От тетрадок до мебели.
6. Индивидуальный подход к ученику – этот принцип сформулировал опять же Коменский.
Повторюсь – индивидуальный, а не массовый, как это принято считать.
Поэтому и прием в школу Коменского происходил круглый год.
7. Урок должен состоять из трех частей: повторения, изучения новой темы и вывода по уроку. 30% времени должно идти на повтор.
Иначе ребенок материал не усваивает. Что здесь устарело и неприменимо сегодня?
8. Домашние задания. Негативное отношение к домашним заданиям – это тоже Коменский.
Домашнее задание – это перекладывание на ребенка того, что учитель не успел сделать в школе.
А сколько наши дети учатся в школе? А сколько они учатся дома? А на дворе – XXI век! И где здесь прогресс?
9. Учитель – это не только источник знаний, но и модератор, и тьютор – это тоже Коменский.
Не верите? Тогда учите матчасть. А конкретнее, «Великую дидактику» Яна Амоса Коменского.
И сравните теперь принципы Коменского с этим ужасом – нашей сегодняшней школой. Которую неучи почему-то называют классно-урочной системой.