Дети массово уверены, что учить наизусть не нужно. Исходная установка: «А зачем учить, если все и так есть в Инете?» – присутствует у семи человек из 10. Если мы говорим про 9-й класс.
К 11-му классу эта установка сокращается до трех. Дети взрослеют, если судить по моим ученикам. Тем не менее популярность этого мнения не перестает удивлять. Когда человек из-за болезни Альцгеймера или инсульта теряет память – все понимают, что об интеллекте говорить не приходится.
Нет памяти – нет и способности узнавать, анализировать и усваивать новую информацию. И принимать адекватные решения. С этим соглашаются многие.
Но когда говоришь о том, что основа любого образования – это повторение и заучивание на память – тут обычно начинается гоготание…
И снисходительные упреки, что я «застрял в XIX веке».
Ребята! Знания в Интернете – это знания в Интернете. А совсем не ваши.
Чтобы они стали вашими, нужно сделать несколько вещей.
Во-первых, их сначала нужно найти. А это непросто сделать!
Поскольку инфа Инета – это трясина: только начни ее смотреть – и она вмиг уведет тебя «не туда».
Порно, сплетни, мода, «а сколько у меня лайков?» – тут же встают у нас на пути.
С этими преградами не справляются даже взрослые. Вы уверены, что с этим справятся наши дети?
Во-вторых, новую инфу нужно критически осмыслить.
Понять, что перед тобой – действительно качественная информация или очередные труды «британских ученых»? А 99% процентов информации в Интернете – это как раз труды «британских ученых». Фейки и бездумные репосты. Информационный шлак и дымовая завеса.
Найти что-то ценное в Инете требует навыков критического мышления, которого у наших детей в большинстве случаев нет. А потому они все принимают за истину.
В-третьих, в Интернете мы ищем в основном уточняющую и справочную информацию.
Базовая – та, которая и создает наше представление о мире – должна быть выучена наизусть. А потому не ведитесь на идиотов!
Интеллект и знания – это то, что у нас в голове. То, что понято, выучено, и что мы пересказали по многу раз!
Поскольку классическая формула: «два раза пересказал – на третий сам понял» – универсальна! Во все времена! И во всех странах!
А самые быстрые способы развития интеллекта и кругозора – это изучение иностранного языка и истории. Истории, разумеется, в первую очередь (я же преподаватель истории, а потому хвалю свое болото). А потому мне приходится учить своих учеников и мнемотехнике, и навыкам пересказа, и навыкам ведения дискуссии. И очень часто – с нуля.