Для одних преподавателей это скучная обязанность, для других – инструмент развития детей. В любом случае представление о конечном результате у каждого участника этого процесса свое.
Существует множество школьных театров, возглавляемых преподавателями иностранных языков. В этом случае театр существует, чтобы дети учили язык. Но тогда серьезно ослабевает художественная сторона вопроса: театр превращается в чтение «стишков» наизусть.
Есть также мнение, что любой театр полезен для ребенка. При этом все преподаватели обладают примерно одинаковым набором упражнений, но результат получается порой диаметрально противоположный.
Театр – мощнейший инструмент воспитания души, как зрительской, так и актерской. Театр – это искусство, театр – развивающий инструмент. И как любое явление, оказывающее на людей большое влияние, в непрофессиональных руках театр может сослужить очень плохую службу.
Упражнения в лицемерии
В процессе театрального тренинга можно развить внимание, скорость реакции, память, способность мыслить и делать выбор. Но что из этого важно? Сделать внимательного, реактивного универсального солдата или же научить ребенка мыслить на сцене и в жизни? С чего бы вы начали, если бы перед вами стояла задача поставить с детьми спектакль?
Как правило, логика такова. Сначала выбираем текст, который дети в состоянии вызубрить, разбиваем его на фрагменты, раздаем их детям. Затем наряжаем ребят в тематические костюмы, иногда даем им в руки бытовые предметы. И остается только включить веселую музыку и выпустить юных актеров на сцену.
Дети очень быстро перенимают различные модели, которые преподаватель показывает своим примером. Что плохого в подобном подходе? Первая проблема такого стиля постановки в том, что дети неискренни.
В момент исполнения и репетиций мысли выступающих совсем не об этой, как любят говорить, «сценке», но дети должны говорить слова вовремя – весело и задорно.
Детский мозг легко приспосабливается к тому, чтобы, не отрываясь от своих дел, вовремя сказать нужную фразу и продолжить заниматься чем-нибудь поинтереснее – разговорами с товарищами по сцене, беготней за кулисами и так далее.
При этом дети понимают, что фразу они свою должны сказать, потому что, если этого не произойдет, на них обрушится шквал недовольства со стороны преподавателя, а через некоторое время и остальных детей.
Я не раз присутствовал на репетициях, на которых дети пытаются приструнить друг друга криком вместо преподавателя, но его фразами. В общем-то, таким образом дети учатся лицемерию: думая совершенно о другом, произносят слова, которые от них хотят услышать.
Школа вранья
Дальше можно поговорить о физических действиях, о том, что у К. С. Станиславского называется «Метод простых физических действий», помогающий артисту прийти к жизненной правде через примитивные жизненные физические действия. Но в таком театре этот метод превращается в «размахивания» различными предметами.
Дайте ребенку веник и попросите его изобразить, как он подметает. Ребенок начнет размахивать веником покруче хоккеиста или бейсболиста, тем самым нарушая правду жизни.
Такой неорганичный подход в работе с предметом приводит к тому, что дети начинают действовать гротескно в каждый момент репетиции и своей жизни. Они учатся имитировать действия, вместо того чтобы выполнять их по-настоящему.
Потом начинается имитация выполнения домашнего задания, имитация чтения, когда ребенок просто делает вид, что действует, а на самом деле опять же думает о своем. Это приводит к отсутствию глубины в мышлении и деятельности ребенка.
Различные переодевания детей в бабушек, дедушек и прочих персонажей могут напрочь лишить ребенка чувства стиля. И чувства меры.
В жизни все очень гармонично и умеренно, но в театральной студии, в погоне за яркостью картинки, преподаватели часто переходят все разумные рамки только для того, чтобы происходящее было смешно зрителю.
В таком случае великий инструмент, позволяющий настроить тончайшие струны души, научить регулировать собственные эмоции и тело, воспитывать стиль и развивать чувство меры, в руках педагога-непрофессионала превращается в оружие по уничтожению свободы мышления и личности.
Казалось бы, все не так страшно, ведь это всего лишь дополнительное образование, и дети занимаются театром не так часто, например, два раза в неделю. Но страшно не количество занятий, а системность. Два раза в неделю детей учат говорить неправду и идти против своей органики. Это восемь часов вранья в месяц и более пятидесяти часов - в год.
Полезные навыки
Что важнее – результат или процесс? В погоне за выпуском постановки множество преподавателей применяет репродуктивный подход: «прочтите фразу, как я», «повернись, как я», «поставь руку вот так». В итоге получается армия клонов. Что же подлинный театр может противопоставить подобному «кукловодству»?
Первое, что должно развиваться в театре – это чувство правды, чувство меры и осознанность. Существуют сотни упражнений, которые при правильной трактовке развивают эти качества.
Но здесь, как и в любой работе с детьми, нужно терпение. Каждое упражнение должно включать в себя множество компонентов. Среди них, например, необходимость сосредоточения, работы с партнером и совершение выбора.
- Упражнение первое
Возьмем простейшее упражнение, когда дети встают в круг и должны молча найти себе партнера в круге, после чего поменяться с ним местами, поздоровавшись в центре круга любым способом (при условии, что в центре круга может находиться только одна пара).
Можно выполнять это упражнение по хлопку, приучая детей к директивному типу мышления, а можно ждать и аккуратно следить за выполнением условий, получив в итоге полное сосредоточение и партнерские контакты в группе.
- Упражнение второе
Или, например – счет в круге, когда дети должны сосчитать до, например, двадцати, при этом каждое число должен называть только один человек. Если число произносят двое, счет начинается сначала. При этом детям нельзя устанавливать какую-либо очередность.
В этих двух простых упражнениях собран комплекс, развивающий множество необходимых в театре и в жизни качеств.
Для выполнения этих упражнений нужна предельная концентрация внимания и сосредоточенность, необходима эмпатия, чтобы понять, готов ли человек, стоящий напротив, пойти тебе навстречу или может ли кто-то из круга произнести следующее число.
Необходима реактивность мышления, чтобы вовремя остановиться или продолжить действие, фантазия - чтобы не повторить приветствия прошлых пар в центре круга.
Таким образом, каждое упражнение в театральной студии должно содержать целый комплекс полезных навыков.
Но чаще всего серьезные и полезные упражнения превращаются в веселые игры.
Здесь необходима воля преподавателя, чтобы удержать занятие в рамках упражнений, и изобретательность, чтобы занятие было увлекательным и интересным.
Сначала этюды
Процесс постановки спектакля обязательно начинается не с распределения текста (что всегда очень притягательно – раздать текст, расставить детей и по-быстрому «слепить» спектакль), а с «этюдов».
Задается тема, смежная со сценами выбранного спектакля, и дети показывают небольшие зарисовки так, как это понимают они. Этюд – это территория их выбора, их свободы.
Единственное, за чем должен следить преподаватель, – чтобы все оставалось в рамках приличия и в пределах театрального искусства, дабы не превращать театр в «Камеди Клаб» или стендап-шоу, что происходит крайне быстро по причине того, что наши дети «насмотрены» этими передачами до макушки.
Преподаватель должен фиксировать для себя правду жизни, рождающуюся в этюдах, и после этого составлять из этих крупиц правды маленькие сцены, а затем и весь спектакль.
Это делается для того, чтобы в каждый момент исполнения дети понимали, что и зачем они выполняют, чтобы это они были авторами спектакля, а не преподаватель, раздающий реплики и действия.
К театру через честность
Также в театре очень важна актуальность материала, нельзя брать то, чего дети не понимают, точнее можно, но требуется некая адаптация под реалии их жизни.
Самые искренние спектакли получаются у детей про детей, когда они играют самих себя. Это первый этап театральной педагогики: «Я в предлагаемых обстоятельствах» – когда дети учатся существовать в различных характерных и нехарактерных для себя ситуациях.
А что если бы я сейчас был влюблен? Что если бы я был сейчас воителем или продавцом? Что если бы я превратилась в свою бабушку? Здесь важно, что это будет не костюм, навязанный преподавателем, а образ, созданный ребенком так, как он себе это представляет.
Попробуйте взять все упражнения, которыми вы пользуетесь, и разложить их по задачам, которые они преследуют. Какого максимального эффекта можно добиться от каждого упражнения? В каких упражнениях вам как преподавателю нужно быть заметным, а в каких быть тенью за спинами детей?
Глобальная цель одна – научиться чувствовать на сцене правду жизни. И в тот момент, когда дети научаются этому, можно применять театральные занятия в любых угодных целях.
Если у группы действительно есть языковые или билингвальные задачи, они будут решены с большим успехом. Природная органика поможет понять, как ведут себя люди, говорящие на другом языке. Таким образом, если правильно проведена лингвистическая часть работы, то при постановке спектакля текст, наполненный эмоциями и жизнью, будет звучать отлично.
Если есть задачи по постановке концерта или спектакля, то получатся живые и интересные продукты. Если это некая театрализация в рамках образовательного события, то, чувствуя правду и погружаясь в действие целиком, любой образовательный компонент будет усвоен отлично.
Дети очень хорошо чувствуют неправду и неорганичность, поэтому особенно важно быть честными с ними и учить их быть честными и органичными.