Аналитика // Новость

Благими намерениями: как родители делают из ребенка тряпку

Нам кажется, что современные дети инфантильны и ничего не могут сделать без нашего участия. Мы рассказываем им о том, сколько всего умели в их возрасте, и тут же стелим соломку во всех опасных местах…
  • 09:55 | 17 мая 2018
  • 975

Благими намерениями: как родители делают из ребенка тряпку
Фото: cdn.trinixy.ru

О причинах несамостоятельности современных детей рассказывают кандидаты психологических наук, завкафедрой возрастной и социальной психологии БелГУ Александра Герасимова и доцент кафедры Мария Резниченко.

– Взросление у современной молодежи действительно задерживается, – констатируют Мария Андреевна и Александра Сергеевна. – Нельзя сказать, что у всех поголовно, но тенденция очень настораживающая.

Один из первых признаков взросления – способность к самоконтролю, умение сдерживать сиюминутный порыв, а также готовность самостоятельно принимать решения, ориентируясь на систему смысложизненных и нравственных ценностей, оценивать последствия своих поступков и брать ответственность за них.

Сегодня, увы, мы видим, что не все взрослые, воспитывающие детей, сами по‑настоящему повзрослели.

Все начинается с семьи

Именно в семье закладываются основы развития человека. С самых первых дней именно мамы и папы, бабушки и дедушки стараются создать такие условия, чтобы у ребенка не было необходимости что-либо преодолевать. Это можно объяснить тем, что нынешние родители росли в суровые 1990-е годы, им самим рано пришлось становиться самостоятельными. Люди были озабочены выживанием, многие ушли из профессии, потеряли здоровье. Получилось несколько искаженное взросление. И теперь они стараются чрезмерно опекать своих детей, не обременять домашними обязанностями.

Результат гиперопеки: подрастающий человек не хочет ничего решать сам. Даже став взрослым, он предпочитает жить вместе с родителями.

В психологии это называется эффектом готовых решений. Поведение молодых людей в таких случаях характеризуют три «И»: инфантильность, Интернет, изоляция. Именно в виртуальном пространстве они изолируются от внешнего мира, в том числе от родителей, их нравоучений.

Отсюда и вопросы у родителей к психологам: «Как 30-летнего сына женить, если он не хочет?» Он даже отношений не хочет – ведь надо напрягаться, ухаживать – зачем, если можно все придумать с помощью Интернета?

Появляются новые феномены в развитии. Например: кризис 25 лет. Он характеризуется как кризис несоответствия:

Молодой человек считает, что живет не так красиво, как хотел бы, но при этом не готов прилагать каких‑либо усилий, чтобы изменить положение дел.

Если раньше механизм взросления заключался в том, что старшее поколение передавало младшему знания, опыт, систему ценностей, то теперь это невозможно. Потому что система ценностей поменялась.

Сейчас подросток может заявить родителям: «Подумаешь – образование! Что оно вам дало, кем вы стали?» Современный молодежный тренд: «Бери как можно больше от жизни! Стань известным любой ценой!»

Куда уходят дети: чем так привлекательна виртуальная реальность?

Здесь можно показать себя таким, каким хочется быть. Не нужно решать внешние проблемы – стоит лишь придумать себя. И мы наблюдаем у многих современных подростков низкую эмпатийность, то есть повышение порога эмоциональной чувствительности. Ведь виртуальное пространство не учит проявлять какие‑либо чувства, заботиться о близких, сопереживать. Этому должна учить семья. Но как учить помогать другим, если мы боимся заставить ребенка что-либо сделать?!

Дети уходят в виртуальность, когда не находят понимания в семье.

Это одна из главных причин. Может показаться странным: родители проявляют излишнюю тревожность, опекают ребенка, а у него возникает вопрос: «Нужен ли я им?».

Понимаете, ребенку необходимо чувствовать, что его любят. Именно любят, а не откупаются дорогими гаджетами и не действуют по принципу быстрого реагирования: после жалобы учителей всыпали чаду ремня, чтобы был как шелковый.

Что значит любить своего ребенка

Любить – значит интересоваться внутренним миром. Дети ведь ошибаются, попадают в разные истории – это жизнь. Они не должны бояться рассказать о своих проблемах самым близким людям – своим родителям.

Детям важно знать и быть уверенными, что в случае чего родители не осудят, не отругают, а в первую очередь постараются понять и помочь.

Агрессивное поведение, кстати, тоже один из способов привлечь к себе внимание. И посмотрите статистику случаев детской и подростковой агрессии по стране – она ужасающая.

Необходимо психологическое просвещение родителей. У многих взрослых нет родительской позиции, они сами выросли в таких же семьях. Родительская позиция – это умение общаться с ребенком, понимать его возрастные и индивидуальные особенности.

Иногда можно услышать: «Я с утра до ночи на работе, мне некогда». Но если ты родил ребенка, то обязан на каждом возрастном этапе дать ему шанс для развития, быть вместе с ним. Учить не только готовым стереотипам, но и умению принимать осознанные и ответственные решения, своим поведением в том числе.

В семье должны быть жесткие правила, которые ребенок не может нарушать, как ни странно это звучит в наше демократичное время.

Простой пример: обувь должна стоять в порядке и именно в этом месте. А то мама приходит с работы и видит: в прихожей все свалено как попало, начинает разбирать… Не мама это должна делать, а дети! Они должны понимать, что мама весь день работала и устала.

Как научить ребенка принимать решения

Уже в 7 лет появляется способность к произвольному поведению, то есть умение сдерживать первое побуждение. Ребенок готов к внутренней работе: готов анализировать, что ему хочется и что важнее в данной ситуации. Нужно объяснять на конкретных примерах, что любое его действие имеет результат и последствие как для него, так и для окружающих.

Есть разные способы принятия решения:

  • эмоционально-рефлекторный (сиюминутный порыв),
  • конформный (подражание другим),
  • ценностно-ситуативный (чему отдать предпочтение в данную минуту).
  • концептуальный, или мировоззренческий, основанный на системе ценностей, и именно этот способ принятия решения отличает взрослого человека.

Должна ли школа воспитывать?

В старшем дошкольном возрасте должна быть сформирована иерархия мотивов: чтобы ребенок делал не только то, что он хочет, но и то, что надо. А что на практике? Учитель в 1-м классе месяц тратит на то, чтобы дети поняли, что надо выполнять задания, подчиняться правилам, потому что в их поведении доминирует «хочу».

Нельзя относиться к образованию как к сфере обслуживания, это в корне неверно. Ведь задача школы – не только дать знания, но и в первую очередь сформировать у подрастающего поколения систему нравственных ценностей.

Вспомните опыт советской школы – тогда была очень развита инициативная самодеятельность: выпускали стенгазеты, организовывали кружки, шефство над отстающими. Дети учились общаться, взаимодействовать. Сейчас делаются попытки возродить такую работу, но отношение детей поменялось, они спрашивают: «А что мне за это будет?». Поколение растет прагматичное.

Отношение к учителю в обществе давно пора менять, нужно вернуть уважение к этой профессии. Важно, чтобы мамы и папы приходили в школу для диалога.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться