Качество образования // Новость

Дети в сети

С 12 по 16 февраля 2018 года в сетевой подростковой школе состоялось очередное виртуальное образовательное событие «Кибервилль», в котором приняли участие 260 школьников из 11 московских школ.
  • 7 марта 2018

Дети в сети

Об особенностях виртуального образовательного события «ВО» рассказала руководитель службы электронного мониторинга Института проблем образовательной политики «Эврика» Елена Петряева.

– Во-первых, деятельность участников происходит в большей степени в виртуальной среде, чем в реальном пространстве. Ребятам предлагается выбрать направления и работать в сетевой группе, куда включаются ученики из разных школ.

Во-вторых, взаимодействие координаторов и участников осуществляется только посредством виртуальных инструментов (комнат, форумов, групп в социальных сетях, конференций и т.д.).

В-третьих, приоритет отдается самостоятельной работе.

Кроме того, тренируются навыки работы в сетевых группах, выполнения задания в условиях отвлекающих факторов, коммуникации с малознакомыми людьми, публичной презентации результатов, работы с несколькими цифровыми инструментами и т.д.

– Что ребята вынесли из самого события?

– Первое, что, как мне кажется, их поразило, – это то, что привычные для них социальные сети, типа ВКонтакте, стали тем инструментом, где они занимались своим образованием. То есть им нужно было научиться договариваться друг с другом, создать совместный проект, каким-то образом вступать в диалог и представлять то, что они сделали. Несмотря на наши убеждения, что дети все сидят в социальных сетях и активно умеют работать с поисковыми системами, коммуницировать между собой, ситуация несколько другая.

По статистике у нас 260 ребят зарегистрировались на событии, 157 присоединились к сетевым беседам и среди них активными участниками были 75.

– А остальных ребят что останавливает? Они не умеют общаться?

– Для них ситуация была новая, не совсем понятная. Обычно происходит так: сидишь в аудитории, тебе дается задание, и ты его выполняешь и несешь своему учителю. А здесь ты должен слушать какого-то виртуального человека, который дает задание, а ты должен зайти в электронную среду, присоединиться к группе, понять задачу и предложить свое решение, обсудить решения других ребят, чтобы сложить общий проект. И вот это действие непривычно. Но как, мне показалось, было любопытно.

– Как вы считаете, что вынесли из этого дети и как это поможет им в будущем?

– Прежде всего – навык коммуникаций и сетевого взаимодействия. Большинство проектов в нашей жизни выстраиваются по принципу сетевого взаимодействия, то есть когда начинается проект, к нему подключаются разные люди и с ними нужно дойти до результата. Собственно, у детей и была эта задача – не только реальные коммуникации, но и коммуникации через среду и мультипродукт.

– Как вы считаете, какая основная задача у преподавателя?

– У нас были модераторы сетевых групп, их основная задача была в том, чтобы направить обсуждение, сетевую беседу детей в продуктивное русло, чтобы спровоцировать их на появление цифровых следов в виде комментариев, сообщений, продуктов, иногда чуть-чуть подталкивая их к этому.

– Что касается появления таких модераторов сетевых групп, можно ли говорить о новой профессии?

– Это, скорее всего, новая цифровая компетентность учителя. То есть одно дело, когда я могу зайти в класс и понимаю, как организовать группу там, а другое дело, когда я захожу в определенную беседу в мессенджереи надо понимать, как организовать группу в таком виртуальном пространстве.

– Как вы считаете, что продуктивнее?

– Я думаю, продуктивно сочетание форматов. Есть ведь и та учебная деятельность, которую нельзя перенести в электронную среду, она, возможно, останется в натуральном пространстве.

– Например?

– Например, в сетевой подростковой школе есть инженерное направление, где дети конструируют руками. В среде мы можем создать только виртуальную модель, но это не то, что можно потрогать руками и сделать. Да, мы можем сделать модель, снять на видео, как мы ее делали, сфотографировать и опубликовать в среде. Это другой процесс.

Обсуждение создания модели можно перенести в среду. Но создание модели делается руками на месте.

– Как вы считаете, за такими сетевыми школами будущее обычных школ?

– Все будет туда стремиться, потому что тренд уже задан. Можно расширить класс до ста или тысячи детей, но при этом нужно очень глубоко думать над тем, как изменится педагогический функционал. Потому что я уверена, что как только увеличивается объем цифровой среды во всей учебной деятельности, параллельно с ней возрастает необходимость обратной связи. Записать какой-то контент, который учитель постоянно рассказывает, можно легко, ученик просмотрит, выполнит какую-то серию задач в среде. Но получить обратную человеческую связь – это очень важно. Как ее выстроить, когда у тебя в виртуальном классе 1000 детей? Ведь важно, чтобы каждый ребенок не потерялся. Как поддержать каждого? Как использовать экзоскелет, который дает среда учителя, для продуктивного результата?

Даже ситуация с виртуальным событием в подростковой школе. Я уже говорила, что чуть больше трети детей были активны. Казалось бы, ужас, всего лишь треть! А если мы посмотрим на реальную ситуацию, там все точно так же. Просто электронная среда становится своего рода микроскопом.

Страница события: http://teenagernet.ru/virt3

Группа события: https://vk.com/cybervill

Беседовала Мария Фадеева

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube