Сегодня много говорится о дополнительном образовании, о его современных возможностях и соотношении с образованием основным – школьным.
Есть мнение, что у дополнительного и основного образования – разные зоны ответственности. Дескать, основное отвечает за базовые знания и навыки, а дополнительное организует содержательный досуг ребенка, удовлетворяет его интересы… Между тем хорошо известно, что именно дополнительное образование, несмотря на свое скромное название, часто играет решающую роль при выборе профессии. Именно там пробуждается интерес ребенка к деятельности в той или иной области, задается вектор самореализации, во многом определяющий судьбу человека.
Мы прекрасно понимаем, что школа, даже самая инновационная, в силу достаточно жесткой регламентации содержания, сроков, режима, общего уклада имеет ряд ограничений, от которых дополнительное образование (даже формализованное – в виде всевозможных центров и домов творчества) в значительной степени свободно. Вместе с тем сегодня дополнительное образование оказывается прекрасной питательной средой для развития новых форматов образовательных программ. Здесь дети не только ходят в кружки, но и участвуют в тематических праздниках, фестивалях, конкурсах, посещают мастер-классы, научно-популярные шоу, играют в квестах, проводят каникулы на тематических образовательных сменах. Все это и превращает центры дополнительного образования в мощный ресурс не только для проведения образовательного досуга, но и для решения задач, которые стоят перед основной школой. Давайте попробуем оценить этот ресурс с точки зрения тех ограничений, которые объективно есть у школы, во всяком случае, в ее среднестатистическом варианте. Поставим вопрос так: что может дать ребенку дополнительное образование из того, в чем школа ограничена?
Пространство проб
В дополнительном образовании у ребенка нет гиперответственности за результат. Кому-то не понравится, возможно, эта мысль, но у ребенка должно быть такое пространство, где он просто пробует, а не выполняет на отметку. Где можно убедиться, что это вот получается и интересно, а вот это – не твое, и бросить, перевернуть страницу. В школе этого нет. Там все, что ты делаешь, должно иметь выход на результат. Это часто убивает увлечение самим процессом, что очень важно для ребенка. Ребенок должен совершать пробы, подчас заходя на совершенно неизведанную территорию и иногда, разумеется, ошибаясь. Пока еще мало таких школ, где ошибки считают точками роста и учат их анализировать. Но только так можно научить детей строить свою траекторию развития в постоянно меняющемся мире, неопределенном и непредсказуемом. Об этом сегодня много говорят психологи.
«В школе правильным считается ответ, к которому ты можешь привести больше аргументов, и это не всегда совпадает с твоими собственными мыслями. Здесь же я знаю, что любой мой ответ ценен».
Варя Кучеренко, 14 лет
Индивидуализация обучения
Как правило, в школе ребенок не может учиться в своем темпе, а в дополнительном образовании – может. Заниматься с ребятами без индивидуального подхода в условиях дополнительного образования просто невозможно. Хотя бы потому, что дети в одной группе могут оказаться с совсем разными базовыми знаниями, с большой разницей в возрасте, с разными интересами. Но ребенок стремится получить ответы именно на свои вопросы, выполнить тот проект, который ему интересен, – он за этим сюда и пришел. Нередко случается, что дети, «не успевающие» по школьной программе, где тайминг усвоения оказывается важной характеристикой, на занятиях в кружке проявляют совершенно другие способности. Они оказываются способными на погружение в предмет, могут ломать голову несколько часов подряд над задачей, которой серьезно увлечены.
Именно способность к длительной концентрации – важнейший навык XXI века, необходимый человеку для интеллектуального и творческого труда. Есть предположение, что в век гаджетов и интерактивных технологий этот навык будет в большом дефиците…
«В школе я должен сделать все, чтобы перейти в следующий класс, передо мной стоят конкретные задачи, я должен их выполнить, чтобы закончить школу. Актерское мастерство, сценическая речь, кружок по журналистике – эти дополнительные занятия помогают мне определиться с тем, чем я хочу заниматься после школы».
Ваня Латышев, 14 лет
Свобода выбора и самостоятельность
Несмотря на то что в школе в последние десятилетия реализуются вариативные программы и учебники, у самого ребенка реального выбора нет, все предопределено. Кроме того, в школе требуется все выполнять качественно, что заведомо невозможно. Установка на выполнение любой работы «как можно лучше» исключает осознанный выбор – выбор между тем, что у нас хорошо получается, и тем, в чем мы слабы. Но, как все знают, в жизни часто добивается успеха именно тот, кто вовремя почувствовал, понял, в чем его сильные стороны. Стать в чем-то конкретном «лучшим из лучших» – залог успешной карьеры в высококонкурентном мире.
Конечно, первичный выбор кружка и вида занятий для ребенка часто совершают родители, но в конечном счете главный выбор все равно остается за ребенком – он будет ходить туда, где ему интересно. В то же время в условиях дополнительного образования в любой момент можно начать сначала, с чистого листа, и необязательно с начала учебного года. И ребенок принимает это решение сам.
«Такое количество самых разнообразных знаний, навыков и умений дети не приобрели за всю свою жизнь. Теперь и им, и нам как родителям будет легче определить линию и направление, в которых стоит двигаться дальше. И помочь по максимуму реализовать потенциал ребенка… И еще – дети теперь просятся сюда вместо школы».
Екатерина Николаева, мама Федора Купцова (9 лет), о летней образовательной смене
Островок успешности
Если ребенок психологически неблагополучен, не уверен в себе, никакие, даже самые высокие, образовательные результаты не помогут ему найти свое место в жизни. В школьном возрасте, особенно для подростков, очень важен опыт успешности, опыт удачной реализации своего собственного замысла, своей идеи (нередко родившейся в общей работе, в кооперации). Приходится признать, что в школе для этого мало возможностей. В дополнительном же образовании, где все в большей степени расцветает проектная деятельность и есть организованные места предъявления ее результатов (детские конференции, смотры, конкурсы, фестивали и пр.) картина совершенно другая.
«Ты приходишь, как бы устраиваешься в фирму, и должен помочь решить так называемый кейс. Есть много глобальных проблем, требующих решения, и это здорово, если в команде можно попробовать свои силы. Ты обязательно найдешь себе применение, если хочешь добиться результата».
Максим Барабаш, 16 лет, участник образовательной смены «Движение техномира»
Нет проблем с мотивацией!
Совершенно очевидно, что в дополнительном образовании все держится на внутренней детской мотивации, тогда как в школе, конечно, в большей степени на внешней (желание получить хорошую отметку, получить одобрение учителя, порадовать родителей). Как было сказано, в кружок или проектную группу ребенок приходит не за отметками, а потому, что ему это интересно. Именно такая мотивация порождает у человека собственные образовательные цели, способствует развитию подлинного познавательного интереса, формированию позитивного отношения к обучению и стремлению к самосовершенствованию в деле, которое он сам для себя выбрал.
«Сказать, что ребенок в восторге – это не сказать ничего. Дети туда бегут, и если вынуждены пропустить день, то это трагедия. Когда мы их забираем, то всю дорогу они нам взахлеб описывают прошедший день» (из отзыва родителей).
Бывает и так: успех и мотивация, возникшая у ребенка в условиях дополнительного образования, через некоторое время влечет за собой успехи и появление мотивации и в школьном обучении. Это может случиться как по отношению к какому-то конкретному учебному предмету, так и в отношении обучения в целом.
Торжество практики и творчества
В кружке дети занимаются только тем, что им необходимо для творческой или проектной работы. В этом смысле обучение в условиях дополнительного образования приобретает максимально практикоориентированный характер, а теоретические знания становятся необходимым средством решения актуальных для ребенка задач. В школе же приходится изучать многое из того, что практически применить нельзя, или вообще неизвестно, где это можно применить.
«Именно после занятий по робототехнике Федор захотел серьезно продолжать изучать эту область и даже выпросил себе конструктор. И дома полностью сам собрал робота и программирует его на разные задания».
Екатерина Николаева, мама Федора Купцова (9 лет)
Открытость системы и богатство контента
Дополнительное образование сегодня – это богатейшая, постоянно развивающаяся среда. Это не только районные дома творчества и образовательные центры, но и многочисленные клубы, студии, творческие объединения, технопарки, интерактивные музеи и выставки, игровые комплексы и пр. Это интенсивно развивающийся рынок, в который вовлечены не только образовательные организации, но и предприниматели разных сфер, представители промышленного бизнеса, науки, культуры и искусства. Стремление к достижению конкурентных преимуществ заставляет игроков этого рынка постоянно развивать и обновлять свои программы, открывать новые проекты. Богатство и разнообразие контента, а также связи с предпринимателями и производством позволяют дополнительному образованию успешно решать и задачи профориентации.
«Для разработки кейсов наша компания наметила определенный сегмент, который в России пока не занят, – речь шла о портативных зарядных устройствах на солнечных батареях. Детям эта отрасль нова и крайне интересна».
Антон Усачев, один из организаторов образовательной смены «Движение техномира», начальник управления по внешним связям компании «Хевел»
«Когда читаешь учебник, что-то усваивается, а что-то нет. Но когда работаешь над определенной идеей – узнаешь гораздо больше».
Руслан Бегишев, 16 лет, участник образовательной смены «Движение техномира»
Полигон инноваций
После сказанного, наверное, трудно поспорить с тем, что сегодня дополнительное образование существенно дополняет основное, школьное. Но кроме перечисленных возможностей, дополнительное образование также может стать прекрасной экспериментальной площадкой, полигоном педагогических инноваций, которые школа принять еще не готова, но завтра без них, вероятно, уже не сможет существовать.
Опыт работы нашего Центра подсказывает, что в дополнительном образовании большие возможности для апробации технологий тьюторства, наставничества, реализации индивидуальных образовательных траекторий. И вместе с тем здесь эффективны технологии коллективно-распределенной проектной деятельности, командная и ролевая организация работы детей. Здесь идеальные возможности для разработки и апробации задачного метода обучения, так необходимого сегодня для полноценного внедрения деятельностного подхода в основном образовании. В нашем случае возможности разработок и исследований усиливаются еще и научно-педагогическим потенциалом университета (наш Центр – структурное подразделение Московского городского педагогического университета), и это не единственный пример такого взаимодействия.
*В статье использованы материалы отзывов и интервью обучающихся Центра проектного творчества «Старт-ПРО» и их родителей.