11 апреля ушел из жизни Владимир Репкин – выдающийся педагог, психолог и лингвист, один из основателей психолого-дидактической системы развивающего обучения, автор многочисленных книг, в том числе учебников по русскому языку для начальных классов, обучающихся по системе развивающего обучения.
– Владимир Владимирович Репкин – мой дорогой Учитель. Рядом с ним я провела более 20 лет счастливой профессиональной жизни. Владимир Владимирович прожил долгую и плодотворную жизнь – 94 года, оставил огромное научное наследие, которое нам еще предстоит осмыслить. Для меня его уход – сильный удар, это невосполнимая утрата… Ушел гений.
Владимира Владимировича не стало 11 апреля 2022 года. Его уход пришелся на Благовещенскую неделю, а по православным поверьям считается, что души людей, умирающих в это время, попадают прямо в рай…
До конца своих дней Владимир Владимирович сохранял хорошую интеллектуальную форму, был общительным, не терял присущее ему чувство юмора.
Несмотря на преклонный возраст, он продолжал писать статьи, которые диктовал своей дочери Наталье Владимировне. Его последние работы были посвящены проблеме учебной задачи, формирования субъектной позиции учителя развивающего обучения, подготовке педагогов.
Владимир Владимирович был для меня не только Учителем, но и добрым другом, который поддерживал меня в тяжелые минуты моей жизни. Он был участником всех ключевых событий в моей судьбе, будь то защита диссертации, рождение детей или замужество.
Я часто гостила у него дома, когда мы вместе работали над учебниками. Владимир Владимирович был открытым человеком, любил, когда в доме собиралось много людей. Мне вспоминаются теплые вечера, которые мне посчастливилось провести в кругу его большой семьи, когда мы пели под гитару песни Булата Окуджавы, которые он очень любил.
Все знают, что Владимир Репкин – блестящий психолог, лингвист, один из авторов теории развивающего обучения. Но именно благодаря ему эта теория была виртуозно воплощена на практике в уникальной модели первого учебника развивающего обучения, а также в других учебных пособиях.
Владимир Владимирович вместе со своими соавторами создал целостный УМК по русскому языку, включающий уникальный букварь, рабочие тетради и единственный в своем роде комплексный словарь для школьников, в котором слова рассматриваются одновременно в нескольких языковых аспектах. Не все знают, что им также был разработан первый системный курс русского языка с 1 по 9 классы, оснащенный целой серией экспериментальных пособий для 5–8 классов, которые вполне могут рассматриваться как УМК для углубленного изучения.
Кроме того, он инициировал организацию многих центров по подготовке учителей, в том числе в Москве, Томске, в Риге, Самаре, и, конечно же, в Харькове, где он жил долгое время и руководил научной лабораторией.
Он стремился показать детям красоту, стройность, логичность и мудрость языка
Мало кто знает, что еще в 1993–94 году, в самом первом Федеральном перечне учебников, когда вариативность только-только зарождалась, было всего три позиции в разделе «Русский язык. Начальное образование»: первая – это классический учебник Т.Г. Рамзаевой, вторая – учебник по системе развивающего обучения Л.В. Занкова А.В. Поляковой и третья – учебник В.В. Репкина для системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Опираясь на академическую науку, Владимир Владимирович доступно интерпретировал сложные лингвистические понятия в своем учебнике по русскому языку для младших школьников. Это больше никому не удалось сделать. Он стремился показать детям красивое, стройное, логичное, мудрое устройство языка как знаковой системы. И удалось не просто продемонстрировать это детям, а сделать изучение родного языка мощнейшим средством развития детского мышления, воспитания культурного отношения и любви к своему языку. Потому что любить мы можем на самом деле только то, во что можем погрузиться, только то, что вызывает у нас интерес, завораживает, приносит нам удовольствие от нахождения в этом пространстве.
Лингвист, психолог, педагог-практик
Хотелось бы поделиться некоторыми интересными фактами из биографии ВВ. Он был разносторонним и широко образованным человеком. Лингвист по призванию, первоначально он поступил на филфак МГУ. К сожалению, окончить вуз ему не удалось, потому что вскоре после поступления ВВ тяжело заболел дистрофией – это было голодное послевоенное время. Из-за болезни ему пришлось взять академический отпуск и вернуться к родителям в Майкоп. Там он поступил на филфак местного университета и после получения диплома стал работать учителем-словесником.
В 1952 году ВВ вновь приезжает в Москву и поступает опять в МГУ, но уже на философский факультет, а потом, когда открывается отделение психологии, переводится туда и с успехом заканчивает его в 1957 году. Примерно в это же время на философском факультете МГУ учился и Василий Васильевич Давыдов. После окончания университета Владимиру Владимировичу было предложено остаться в аспирантуре. Но Владимир Владимирович вместе со своей молодой семьей выбирает другой вариант, и отправляется работать на Сахалин – преподавать русский язык в школе-интернате, руководителем которого он становится через некоторое время. Мне приходилось иногда слышать от коллег, что ВВ – теоретик и, наверное, далек от школы. Как видите, это совсем не так. Он настоящий учитель и гениальный педагог, заглянувший далеко в будущее.
Вообще, позиции и роли учителя в развивающем обучении В.В. уделял особое внимание. Это важнейшие акценты, которые ставил именно Репкин. Он был человеком очень яркой харизмы, блестящим оратором и всегда умел выстроить диалог с учителем – и с тем, кто первый раз пришёл к нему на курс и ничего не знает о развивающем обучении, и с авторами других программ.
Центральный метод развивающего обучения, по мнению ВВ – это совместное решение учебных задач на уроке. Совместного кого с кем? Не только детей друг с другом.
Здесь В.В. был совершенно категоричен. По его мнению, речь должна идти о совместном решении учебных задач в условиях коллективно-распределённой деятельности, непременным участником которой является и сам учитель.
Он заряжал, заражал, завораживал
После Сахалина со своей семьей Владимир Владимирович переехал в Харьков, и там в 1963 году в знаменитой школе № 17 он организовал лабораторию развивающего обучения, которая успешно вела экспериментальную работу более 20 лет. За эти годы была проведена колоссальная работа, благодаря которой появились экспериментальные материалы по русскому языку и математике. Вместе с ним трудились его ученики и коллеги: Анна Михайловна Захарова, Эльвира Ивановна Александрова, Вадим Александрович Левин, Светлана Владимировна Ломакович (Крамских), Лариса Ивановна Тимченко, Татьяна Вадимовна Некрасова, Ирина Петровна Старагина и многие другие талантливые ученые. В.В. создал целую научную школу. Он заряжал, он заражал, он завораживал своим талантом окружающих, при этом оставаясь достаточно самокритичным и скромным человеком.
Я познакомилась с Владимиром Владимировичем в 1991 году. Мне посчастливилось прослушать его лекции на обычных учительских курсах в Харькове. Через пару лет я достаточно случайно попала в обойму его сотрудников и сертифицированных методистов. И еще через пару лет грянул резкий переход начальной школы на четырёхлетку, и ВВ привлек меня к разработке новых учебников. Я хорошо помню, как все мы, его соратники, проводили уроки по новой программе, и сам Репкин тоже вставал к доске. Он был Учителем с большой буквы. Он очень хорошо чувствовал дыхание школы и очень хорошо чувствовал ребёнка.
Когда мы работали над текстом учебника и сидели кружком (обычно нас было трое: я, Татьяна Вадимовна Некрасова и В.В. Репкин), Владимир Владимирович просил нас сформулировать какой-то вопрос, обращённый к ребёнку, и представить, как бы ученик на этот вопрос ответил.
Мы с Татьяной Вадимовной предлагали варианты. Тогда ВВ, естественно, не останавливаясь на этом, спрашивал: «А ещё есть какой-то вариант? Ну что еще они (дети) нам могут на это ответить?» И так мучал нас до изнеможения.
И пока мы не перебирали все возможные версии, мы не могли двинуться дальше, потому что наш следующий вопрос в учебнике или следующее задание, которое мы должны были сформулировать, зависело от веера возможных ответов предполагаемого ребенка. Это была потрясающая школа авторства и величайшее интеллектуальное удовольствие.
Анекдоты, афоризмы и крепкое словцо
В.В,. кроме всего прочего, очень качественно и скрупулезно работал с текстом учебника, не оставляя практически никакого поля деятельности для редактора и даже корректора. Мы с Татьяной Вадимовной шутили между собой, что самое сложное в нашей работе с В.В. Репкиным – это вовремя его остановить и забрать какой-то относительно законченный нашими совместными усилиями текст.
Потому что обычно происходило так. Мы что-то доделывали, сидели с В.В. много часов подряд, и нам казалось, что мы написали неплохой текст параграфа, мы его отшлифовали, поменяли уже 150 раз все примеры, отредактировали все вопросы, продумали всё до мелочей, уже расставили все запятые и точки и ближе к полуночи завершили, наконец, наш труд. И на следующий день, когда мы утром приходили к В.В. в надежде, что мы продвинемся дальше и займёмся следующим параграфом, он вдруг нам говорил: «Вы знаете, а я ведь всё переделал. По-моему, наш вчерашний текст никуда не годится».
В.В. был человеком с невероятным чувством юмора, любил анекдоты и крепкое словцо.
Известно, что чувство юмора – показатель интеллекта, показатель какой-то глубины понимания сути вещей.
И, конечно, В.В. Репкин любил приводить афоризмы его любимых учителей – А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.И. Зинченко. Это было всё очень интересно и приятно слушать, сидя за чаем на маленькой кухне. Но и сам ВВ буквально на ходу порождал афоризмы и шутки. Ну вот, например, одна из них. Он говорил: «Вот говорят детям – «подберите родственные слова», но ведь надо еще показать им, где они валяются!» Я иногда, ссылаясь на В.В., цитирую некоторые его шутки, читая свои лекции и вебинары.
Вот таким он был. И мы его обожали. Я сейчас думаю, что в моей жизни эта была самая важная встреча, самое лучшее время, когда я была рядом с ним, самая лучшая работа. Мне невероятно повезло.