Качество образования // Колонка

«В российских школах два уродливых явления – отметки и домашние задания»


«В российских школах два уродливых явления – отметки и домашние задания»
Фото Натальи Мущинкиной

Я всегда говорю, что в российских школах два уродливых явления – отметки и домашние задания, потому что это место встречи семьи и школы чаще всего с печальным исходом.

Но надо ставить вопрос не об отмене домашних заданий, а об их реконструкции, начиная с осмысления того, зачем они нужны прежде всего самому ребенку.

Домашние задания должны работать на ребёнка, а не против его развития. Часто получается наоборот.

Что такое домашнее задание? Это опыт самостоятельно организованной работы, опыт тайм-менеджмента. И должно быть ценно именно этим.

А часто выглядит так: мама, придя домой в 7 часов вечера, всех покормила ужином, вымыла посуду, потом села с ребенком делать в 9 домашнее задание, и выясняется, что ребенок ничего не понимает. Мама начинает переживать, вся семья невротизируется, и так изо дня в день. У мамы устойчивое ощущение, что ее ребёнок хуже всех и что она плохой родитель. Такие домашние задания приносят больше вреда, чем пользы.

И если родители берут репетитора, чтобы он помогал ребенку с домашними заданиями, то это история про неправильные домашние задания.

Приблизительно то же самое с отметками.

У родителей есть заблуждение, что отметки – это обратная связь. На самом деле это иллюзия информированности, потому что на отметке не написано, за что она поставлена, что хорошо, а что плохо, а главное – что с этим делать. И получается, что отметка работает против ребенка. В начальной школе 100%. Потому что дети не окрепли, с них еще рано спрашивать. Это просто следствие неправильно выстроенных систем, наследие.

На самом деле ведь школа – это всегда проекция социально-экономического обустройства и отношения к человеку. Годы тоталитарного режима не прошли бесследно. И школа со всей своей жесткой структурой отражает отношение к ребёнку как к винтику. Это принципиально неправильная установка, но именно отсюда проекция на отметки, на домашку и на поведенческие всякие вещи.

А вообще мы должны ребёнку. Государство должно человеку, а школа должна ребёнку, создав такие условия, чтобы у него в меру его возможностей развивались определённые способности, которые ему нужны будут завтра. И это такая история, которую измерять статистическими процедурами намного сложнее, чем нам кажется.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube