Мы приходим на урок в мире бытовых страстей, и это вполне нормально, но продуктивный урок живет в другом мире. Продуктивный и успешный урок живет в мире творческой импровизации, страсти к познанию и общению.
Где же находится этот волшебный и красочный мир?
Попробуйте взять на урок – помимо учебника, стопки проверенных тетрадей и красной ручки – творческое самочувствие. Физики и математики здесь скажут: «Пусть творческое самочувствие берут с собой преподаватели ИЗО и литературы» – и ошибутся.
Педагогика – дело творческое, в ней нет никаких констант и аксиом, потому что объект педагогического процесса – человек, а, как известно, двух одинаковых людей не бывает, соответственно, и педагогические подходы к каждому должны быть абсолютно различными.
Здесь нам и пригодится творческое самочувствие и импровизация. Что же такое творческое самочувствие? Это состояние предельной концентрации внимания и готовности повернуть действие в любую, порой в самую неожиданную сторону. А что же такое импровизация? Импровизация – это создание произведения искусства во время его исполнения. Урок – это ваше произведение искусства, которое создается по ходу этого же урока.
Творческое самочувствие и импровизация – термины, взятые из театрального искусства, в котором импровизация – основная единица творчества. Когда актер выходит на сцену, он обязан оставить все лично-бытовое за сценой, а лучше вообще за стенами театра, а на сцене импровизировать и нести мысль и свет искусства зрителям.
Точно так же и учитель, заходя в класс, должен оставлять все личное за его границами, а в классе нести свет и мысль своим ученикам. Творческое самочувствие – это состояние, когда мир видится большим, прекрасным и увлекательным, когда каждая простая вещь побуждает к творчеству, когда теорема может превратиться в сцену из фильма, когда каждый миг в голове рождаются десятки способов преподнесения информации.