Это диспозитивная сторона трудовых отношений: субъекты получают возможность свободного распоряжения своими правами. Разумеется, если при этом не нарушаются иные нормы, относящиеся к императивной стороне, то есть Трудовой кодекс и прочие нормативные акты в сфере труда.
Подсказка: все возможные причины – тут.
Предупреждение от автора: будет скучно, местами заумно и вообще многабукафф!
s01e02_Normatives
Первый сезон, второй эпизод. Детективно-нормативный сериал "Нормативка"
Защитник
Рассмотрим кейс (на самом деле – несколько кейсов с общим вопросом).
1. В некоторой муниципальной школе – проблемы с крышей. Она течет. То есть протекает. Уже несколько лет, несмотря на периодические попытки ее подлатать. На стенах кабинетов верхнего этажа – влажные пятна, в углах – плесень, а во время дождя нужно подставлять тазики. Починить крышу целиком не удается, потому что на весь объем требуемых работ средств муниципального бюджета не хватает.
2. В другой муниципальной школе денег не хватает на элементарные повседневные нужды: мел, туалетную бумагу, жидкое мыло, а зимой – еще на лопаты и скребки, чтобы расчищать двор. На все эти жизненно необходимые расходные материалы предложили скинуться родителям. И на предметы новогодней роскоши – гирлянды, мишуру и игрушки на елку – тоже.
3. Третья муниципальная школа с углубленным изучением всяческих предметов – настоящий культурный/спортивный/досуговый центр микрорайона. Деньги поступают из различных источников (бюджетных и внебюджетных), прозрачно расходуются, их хватает на ремонт и поддержание здания, благоустройство прилегающей территории и даже на новое строительство. А еще учеников кормят в собственной столовой свежеприготовленными обедами, а не разогретыми полуфабрикатами.
Узнаваемые ситуации? Знаете подобные примеры в вашем регионе? Сможете найти, что их объединяет?
Правильно, увольнение директора с последующим скандалом. Примечательно, что в каждой истории нашлись родители, которые организовали сбор подписей. Как за, так и против.
Любопытствующие могут пройти по ссылкам за подробностями.
1. Свеженазначенного директора Кадуйской школы № 1 в августе 2017 вынудили уволиться. Прокуратура провела проверку и выявила нарушения.
2. Директор оренбургской школы № 86 в декабре 2017 была отстранена от работы. Но родители начали сбор подписей в защиту. Подключились и СМИ.
3. После многолетнего прессинга и неоднократных предложений написать заявление по собственному желанию в декабре 2017 года была уволена директор ульяновской школы № 72.
Такие разные предпосылки – и такой универсальный печальный финал.
Хотите разобраться, как и за что увольняют директоров школ?
Чтобы уволить – нужно нанять
В соответствии с законом об образовании (ч. 1 ст. 51 273-ФЗ) руководителя образовательной организации можно либо избирать с последующим утверждением учредителем, либо сразу назначать тем же учредителем (варианты с президентом и правительством – не про школы, поэтому их рассматривать не будем). Чтобы претендовать на должность директора в муниципальных и государственных школах, кандидатам требуется пройти обязательную аттестацию, порядок проведения которой устанавливается учредителями. На частные школы это требование не распространяется. При успешном прохождении аттестации кандидат попадает в кадровый резерв и получает шанс стать директором школы, когда появится вакансия. Например, если введут в строй школу-новостройку или из уже работающей школы уйдет прежний директор. Сосредоточимся на втором варианте и разберемся, почему он уйдет.
Конец первой части. Продолжение – завтра.