«Вряд ли в России можно найти хотя бы один ресторан или магазин, который полностью отвечает всем требованиям СанПиНов. Избыточность этих правил вынуждает предпринимателей либо идти на их нарушение, либо попросту не работать», – заявил 3 июня 2019 министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, выступая на «Неделе российского ритейла».
Уполномоченные органы государственной власти посмотрели/ужаснулись/осознали/извинились и принялись нещадно искоренять нормативные излишества, запустив беспрецедентный процесс с красивым именем Регуляторная Гильотина. После тщательного изучения накопившихся еще с советских времен нормативных актов предполагалось безжалостно исключить все удушающее и препятствующее и создать совершенную в своем минимализме систему регулирования, основанную на прекрасных и разумных принципах:
- наименьшего регуляторного воздействия;
- одного контролирующего органа;
- научно-технической обоснованности;
- открытости и консенсуса с подконтрольными субъектами;
- риск-ориентированности (и при этом борьбы только с внешними рисками);
- приоритета законодательного уровня регулирования;
- соразмерности;
- и (это мой фаворит) выполнимости.
Фото: ki-rf.ru
Усилия команды реализаторов проекта увенчались успехом: постановлением правительства Российской Федерации №1631 от 8 октября 2020 года (с изменениями, внесенными постановлением правительства Российской Федерации № 2403 от 31 декабря 2020 года) отменены 111 нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Среди этой сотни с гаком отменены 34 документа, ранее регламентировавшие требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, в том числе дошкольных групп, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда; к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях и организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования (которых в стране нет с 2012 года); к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей; к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков, детских лагерей палаточного типа, а также к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев; к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей; и это еще не все, отменены гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования (которого нет в стране с 2012 года, но я это уже говорила).
Так что же, теперь все перечисленное остается без(санитарно)надзорным? Не переживайте! Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”» собрало под одной обложкой всё вышеперечисленное и добавило несколько дополнительных пунктов, например требования к перевозке организованных групп детей железнодорожным транспортом (раньше было установлено в СП 2.5.3157-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей», изменения в которые внесены в октябре 2020).
В новых СП 2.4. 3648-20 не забыты ни профессиональные образовательные организации, ни образовательные организации высшего образования (раньше для них отдельных СанПиНов не существовало). Вообще область применения нового документа впечатляет (не буду пересказывать, просто процитирую):
«1.1. Настоящие санитарные правила (далее – Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом».
Таким образом, принцип наименьшего регуляторного воздействия в этом синкретическом документе явно не в приоритете. В нем сохраняются требования отмененных СанПиНов, например, в п. 3.4.14. установлено, что количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного ученика: не менее 2,5 м2 на 1 ученика при фронтальных формах занятий и не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. Новый свод строительных правил СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», введенный в 2017 году, в полном соответствии с (ныне отмененным) СанПиНом 2.4.2.2821-10 требует такого метража. Но советский СНиП II-65-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты» смело размещал 40 учеников на 50 м2.
Расстановка мебели при этом не предполагала никаких вольностей, только попарно в шеренгу в затылок.
И что же делать тем, кто в старых школах должен строго выполнять п. 1.2. новых СП «Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее – Хозяйствующие субъекты)»? В самом последнем абзаце п. 1.3 скромно сообщается, что «объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию в случае, если указанные процессы начались до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».
То есть санитарные правила как бы новые, но в старых школах их можно не применять.
Удивительное рядом!
А не распространяется ли этот принцип на электронные средства обучения, закупленные до введения новых правил? А то интерактивные доски с диагональю не менее 165,1 см, мониторы персональных компьютеров и ноутбуков с диагональю не менее 39,6 см и планшеты – не менее 26,6 см образовательными организациями еще не закуплены (и в рамках существующих тендерных процедур и выделяемых объемов бюджетных средств вряд ли могут быть закуплены в ближайшее время, поскольку производят их немногие топ-производители, и стоят эти девайсы как крыло «Боинга»). Кстати, а куда девать новенькие гаджеты, закупленные под пандемийный форс-мажор? У них срок эксплуатации истекает еще не скоро, ведь амортизационные нормативы износа никто не отменит, а СП 2.4. 3648-20 использовать технику с недостаточно большими экранами запрещает. Нет ли тут нецелевого расходования бюджетных средств? При этом запрет электронно-лучевых трубок в образовательных организациях нужно всячески приветствовать, поскольку они-то свой ресурс честно отработали и заслуживают ухода на покой.
Фото: bestproducts.com
Максимальную волну дискуссий вызвал пункт 3.5.3. «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются». И если динозавры мобильной связи – кнопочные телефоны – никому не интересны, то смартфоны в нынешнем дистанте составляют едва ли не половину применяемых устройств. Алексей Дудоладов (aka «Лёха из деревни») прославился на всю страну и стал драйвером программы цифровизации населенных пунктов по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Запрет мобильных устройств для обучения, конечно, не оставит Лёху без интернета (для личных нужд и развлечений), но, возможно, станет поводом предъявить претензии к Омскому институту водного транспорта, где студент Дудоладов, возрастом от 14 до 35 лет (объяснение ниже), получает высшее образование.
Это лишь малая часть вопросов к содержанию новых санитарных правил, в которых слово «рекомендации» встречается дважды, корень «требов…» – 89 раз, а всевозможные формы слова «должны» – 257.
Знаете ли вы, что слово «молодежь» в заглавии устанавливает, что все перечисленные требования регулируют деятельность не только детей, но и лиц в возрасте от 14 до 35 лет согласно новому Федеральному закону № 489-ФЗ от 30 декабря 2020 года «О молодежной политике в Российской Федерации», что в свою очередь плохо стыкуется с кодом 2.4, который определяет, что областью регулирования настоящего документа является «Гигиена детей и подростков в образовательных учреждениях, а также в организациях отдыха и оздоровления», то есть лиц, не достигших совершеннолетия?
По неизвестной причине пункты документа не только своеобразно сгруппированы, но и пронумерованы не по порядку (например, отсутствуют пункты 3.11.9, 3.13.7, 3.13.3 и 3.14.4, зато п. 3.15 существует в двух экземплярах, хотя во втором случае это, очевидно, должен быть п. 3.16).
Обсуждение применимости этих санитарных правил к удаленному обучению в режиме повышенной готовности к предотвращению угрозы распространения новой (уже не новой) коронавирусной инфекции вообще и пункта 3.5 в частности (со светорегулируемыми (sic!) устройствами в оконных проемах, дезинфекцией оборудования спиртовыми салфетками или растворами, содержащими не менее 70% C2H5OH, и прочими комплексами упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей) заслуживает отдельного разбора.
Еще на старте Регуляторной Гильотины вице-премьер Константин Чуйченко, глава правительственной комиссии по нормативной реформе, прогнозировал активное сопротивление ведомств, поскольку сторонников перемен в них найдется немного. Помните прошлогоднее выступление Дениса Мантурова? И что же мы наблюдаем?
Гильотина затупилась не только в образовании, но и в сфере общественного питания и много где еще.
Регуляторная Гильотина отсекла санитарной гидре несколько голов, но вместо них отросли новые, и числом поболее, и охватом пошире, и в применении совершенно не юзер-френдли.
Кратко подытожим: прекрасные принципы наименьшего регуляторного воздействия, научно-технической обоснованности, открытости и консенсуса с подконтрольными субъектами, соразмерности и выполнимости оказались погребены в копи-пастах отмененных СанПиНов.
P.S. Некоторые нормативы, отмененные в рамках Регуляторной Гильотины, вызывают у меня (как биолога, а не педагога) острый интерес, например совместное постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1934 года «О мероприятиях по увеличению стада выхухоли».
Фото: tv-gubernia.ru
Русская выхухоль сегодня находится под угрозой исчезновения и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 162 от 24.03.2020 (Зарегистрирован 02.04.2020 № 57940) занесена в Красную книгу Российской Федерации в категорию 1 «находящийся под угрозой исчезновения реликтовый вид». Не позволим отменой старого документа остановить работы по сбережению эндемичных млекопитающих! Сохраним выхухоль для потомков!