Без рубрики // Колонка

Как помочь детям взрослеть, перестав требовать невозможного

Наши дети часто радуют нас тем, что умны не по годам. Они схватывают все на лету, ловко обращаются с любой техникой и запоминают наизусть не только стихи, но и рассказы. Но темпы их развития играют с нами злую шутку.

Как помочь детям взрослеть, перестав требовать невозможного

Мы начинаем относиться к ребенку, как к маленькому взрослому, и недоумеваем и даже пугаемся, если вдруг ребенок на определенном этапе взросления начинает что-то забывать, терять или не понимать очевидного. Сегодня кратко расскажу, почему так бывает.

Родители порой жалуются на то, что один постоянно забывает тетради и пенал, второму приходится напоминать по сто раз одно и то же, а третий не может понять очевидных вещей или запомнить наставления перед школой. «Он же умный, понятливый, считает в уме задачи 4-го класса, но выходит из дома без ключей!» Куда всe девается, когда родители пытаются чему-то научить детей, дают инструкции и наставления?

Поэтапное развитие головного мозга

Большое количество нейронов в мозге детей – это здорово, они обеспечивают способность к обучению, постоянно образуют дендриты, создающие новые нейронные связи. Но проблема в том, что у деток сигнал по нервным отросткам – аксонам движется очень медленно, со скоростью 0,5 метра в секунду, только потому, что многие нервные волокна еще не обросли миелином – белком с высокой токопроводимостью.

Поэтому большая ошибка относиться к детям, как ко взрослым, предъявляя те же требования по скорости реакций и пониманию, уровню интеллекта и умению управлять собой. Миелинизация происходит постепенно, охватывая те структуры, которые уже созрели. Главные системы полушарий миелинизируются на 8-м месяце после рождения, к 1,5 годам миелинизируются волокна двигательных центров, к 5 – волокна речевых.

Понятные инструкции

Если ребенку давать четкие и понятные указания или правила, то, в общем, он легко их усваивает. Вспоминаю, как учила маленького ребенка здороваться со знакомыми: «Сынок, если мы видим знакомого человека, мы говорим “здравствуйте”». И сын начал с удовольствием здороваться со знакомыми и соседями, даже если видел их пять раз в день. Это веселый и легкий пример, который показал в моем обращении к ребенку ошибку. Пришлось доработать инструкцию.

Сложные назидания вроде таких, как «надо быть всегда со всеми вежливым», для ребенка 4–6 лет, например, могут быть непонятны. Во-первых, он еще не способен самостоятельно формировать представления о таком понятии, как вежливость. Это абстрактное понятие, доступное для малышей только на примерах. Во-вторых, точно ли со всеми и всегда нужно быть вежливыми? Не опасно ли это в некоторых случаях? В-третьих, неразвитые префронтальные части коры головного мозга не позволяют воспринимать большое количество информации и рационально оценивать ситуации, выбирая стратегии поведения.

Адекватное требование должно содержать четкие параметры: место, размер, количество – такое выполняется легко. А неадекватные – размытые, подразумевающие наличие опыта – требования не могут быть выполнены и даже поняты.

Трудности в самоконтроле

Самоконтроль обеспечивается лобными долями головного мозга, они развиваются (дифференцируются и миелинизируются) еще долгое время после начала подросткового периода – вплоть до 25 лет. Именно поэтому младшим школьникам сложно контролировать себя и легче контролировать одноклассников, замечая ошибки других. Подросткам же сложно контролировать свои эмоции.

Например, мы говорим младшему школьнику, чтобы он сидел ровно за столом. Но через несколько минут его поза снова нас расстраивает, и дело доходит до подзатыльников. «Неужели сложно сидеть ровно?» – недоумевают родители. Cложно, когда твое внимание нестабильно, а ты должен одновременно делать уроки и контролировать положение тела, удерживая в напряжении много мышц. При этом у тебя еще недостаточно развиты проприорецепторы и нет полного представления себя, мелких мышц и частей тела. Внимание переключается – контроль теряется.

К чему я веду? Каждый ребенок индивидуален, и развитие его мозга идет своими темпами. Кто-то не доставляет хлопот родителям, а кто-то чудит так, что родители не понимают, что делать. В любом случае неплохо задаться вопросом, что свойственно конкретному возрасту, как работает мозг и как скорректировать свое поведение, чтобы компенсировать недостатки возраста.

Сохраняйте уверенность, что ребенок одарен, умен, и обязательно в уме учитывайте, что он немножко другой физически и у него мало опыта. Не раздражайтесь повторять много раз одно и то же, но по-разному, не бойтесь разжевывать что-то максимально понятно.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться