Это отражает обычную ситуацию в школе: как правило, никто не учитывает индивидуальные особенности ребенка, далеко не всегда хотят ему помочь, разрешить какие-то проблемы…
Я не говорю о любви к детям: любовь – это вообще категория человеческая, ее сложно требовать от представителей массовой профессии…
А вот понимание ребенка, способность увидеть проблему и помочь ее решить, чуткое, спокойное и бережное отношение к ребенку – это профессиональные качества.
Но, к сожалению, значительная часть наших педагогов этими качествами не обладает.
На практике ребенок учится в системе жестких алгоритмов и репродуктивного знания, а о творчестве остается только мечтать.
Вы скажете, а зачем тогда нужны школьные и профессиональные стандарты педагога, в которых как раз говорится о развитии творческих способностей и об индивидуальном подходе к каждому ребенку?
Отвечаю: все эти документы носят декларативный характер.
При этом нельзя забывать о том, что основным критерием деятельности учителя и школы являются оценки учащихся, баллы ЕГЭ и количество участников олимпиад.
Я убеждена, что эффективность деятельности учителя и школы должна измеряться не в рейтингах и баллах, а в том, какой ценой достигаются эти результаты.
А цена этого – здоровье детей, интерес детей к получению новых знаний.
Мы сейчас говорим о навыках XXI века: о креативности, об умении сотрудничать, о способности принимать решения в нестандартных ситуациях.
Мне недавно прислали образец заполнения тетради по математике в первом классе: там 18 требований на одну страницу (где отступить три клеточки, а где одну).
Но ведь мозг младшего школьника устроен таким образом, что либо он сосредотачивает свое внимание на этих клеточках, либо на решении задачи.
А если снижают оценку за неправильный наклон линии в написании буквы?
Родители жалуются, что им все приходится объяснять детям дома, и битва за домашку начинается с первого класса, хотя задания на дом в этот период не должны задавать.
В России на выполнение домашних заданий уходит больше времени, чем в любой другой стране мира.
Это говорит о неэффективности урока.
Так что педагоги предостерегли родителей от ложных ожиданий.