Когда Алине (все совпадения с реальными людьми и событиями случайны) пришла пора идти в первый класс, собрали семейный совет: какую школу предпочесть. Одна бабушка настаивала, чтобы девочка училась в престижной школе – она даже готова внучку провожать; но сперва ее нужно отдать на подготовительные курсы, иначе туда не попасть (так гласит народная молва).
Другая бабушка считала, что ребeнок должен учиться рядом с домом, главное – попасть к хорошему учителю: от того, кто будет знакомить ребeнка с «миром школы», зависит его отношение к учению и к школе в целом. Что касается родителей – надо заметить, людей воцерковленных, – то они имели предубеждение относительно государственной школы, считая, что неокрепшая и не защищенная от пороков детская душа сталкивается там с множеством непреодолимых соблазнов. Так выбор школы стал камнем преткновения на пути к знаниям.
В результате длительных дебатов, микровойн и перемирий на семейном фронте решение было принято в пользу частной православной гимназии в Подмосковье. Сильным дополнительным аргументом оказалась возможность посещать уроки только три раза в неделю, что при дополнительной нагрузке в виде кружков по рисунку, танцев, бадминтона, фортепиано и пр. (список не окончательный) было весьма ценным обстоятельством.
Этот перечень убедительно свидетельствует, что образованию и воспитанию Алины в семье всегда уделялось значительное внимание.
В семь лет она говорила на английском языке, читала на русском и английском, достойно исполняла пьесы на фортепиано, и программа первого класса показалась и семье, и самой девочке несложной.
Благополучно перейдя во второй, она имела удобный режим дня, чувствовала себя успешной в учeбе, а семья была довольно свободна в организации путешествий и других приятных семейных мероприятий.
Важными событиями ближайших лет стало появление второго, а вскоре и третьего ребeнка. Ритм жизни семьи существенно изменился. Возить ребeнка на автомобиле в область стало обременительным, и снова семья встала перед «школьной проблемой». Пройдя тернистый путь принятия нового решения, остановились на расположенном относительно близко частном заведении: там также можно было выбрать удобный режим посещения и индивидуальную образовательную программу.
Однако через год родителям показалось, что предлагаемый школой уровень знаний и требований низкий, вследствие чего Алина оказалась ученицей уже другой частной школы. Здесь выяснилось, что по ряду предметов она отстает от основной программы обучения, а ритм дополнительных занятий не позволяет компенсировать возникшие дефициты. И вот в середине пятого года обучения родители пришли в государственную школу, расположенную, что называется, «во дворе».
Конечно, они были несколько растеряны, но при этом запрос на высокое качество образования оставался для них базовой доминантой.
Что касается самой девочки, то она была готова принять любое решение родителей, поскольку, как выяснилось из беседы, никакого собственного представления относительно желательной школы у нее не было.
Единственное, о чем она мечтала, – иметь там друзей (а это существенно для раннего подросткового возраста).
Итак, в «сухом остатке» мы имеем три слоя проблем.
Недоверие к государственной школе со стороны родителей (особенно с высокими претензиями к качеству образования); пренебрежение интересами и возможностями ребeнка ради достижения собственных амбиций – во что бы то ни стало; низкий уровень информированности о реальных возможностях современной школы.
В случае с Алиной эти факторы сложились, и в ситуации неуспешности оказались все – и одарeнный и трудолюбивый ребeнок, и его родители, имеющие возможность и желание дать ему хорошее образование и воспитание. При этом у Алины возник острый дефицит уверенности в себе – а компенсировать его очень непросто!
Как помочь девочке в сложившейся ситуации? Конечно, она будет принята в школу, но ей потребуется психологическое сопровождение на время реабилитации (да-да, именно на таком термине я настаиваю). Необходима, безусловно, и работа с родителями.
Большая роль в преодолении кризиса, на мой взгляд, выпадет на долю классного руководителя – именно ему строить связи между семьeй и школой.
Не будем забывать, что в этой семье подрастают еще двое детей, и родителям предстоит вновь принимать решение в отношении формы получения образования уже ими. Во многом оно зависит от того, как будут выстроены отношения школы и Алины, школы и Алининой семьи.
И здесь самое время произнести волшебное слово – «диалог». Доверительный диалог между всеми участниками образовательного процесса!
Ибо если общий разговор по поводу ребенка между заинтересованными взрослыми (домашними и школьными) не возникает, они превращаются в противников, и мы прекрасно знаем, кому суждено стать неизбежной жертвой их явной или тайной борьбы. Да, порой выстроить диалог трудно – особенно если родители амбициозны, а ребенок превращен ими в заложника их амбиций.
Может быть, это прозвучит парадоксально, но нам, учителям, нужно понять, что современная школа тоже по-своему амбициозна. Перечитайте ФГОС глазами непредвзятых родителей: это исключительно амбициозный документ!
Он задает очень высокую образовательную планку – зачастую гораздо более высокую, чем та, которую рисуют родители в своих фантазиях, опирающихся на опыт их собственного детства. И если мы делом докажем, что способны поднять детей на провозглашенную высоту, именно амбициозные родители станут нашими самыми преданными союзниками.