Без рубрики // Колонка

Прописи рискуют стать пережитком прошлого

Так ли необходим современным школьникам каллиграфический почерк или достаточно уметь набирать текст на компьютере?

Прописи рискуют стать пережитком прошлого
Фото: dc-logos.ru

Меня отдали в школу в 5 лет и 11 месяцев. К тому времени я умела бегло читать и довольно быстро писала, но... печатными буквами. Это стало проблемой, потому что надо было аккуратно выписывать в прописях буквы, правильно их соединять, и они должны быть одинаковой высоты и наклонены в одну сторону. Много правил.

Я очень благодарна своей первой учительнице Вере Ефимовне за то, что она вела со мной такой диалог:

− Зачем писать прописью, ведь печатные буквы понятнее и пишу я быстро? – вопрошала дерзкая первоклассница в моем лице.

− Когда ты научишься писать правильно, то будешь писать быстро, гораздо быстрее, чем печатными буквами, – терпеливо отвечала старая добрая учительница.

− Какая разница, куда наклонена буква, если понятно, что это за буква? – не унималась я.

− Если в целом текст выглядит эстетично, то тому, кто читает, приятно и понятно то, что ты написала. Но красиво писать – это уважение к тому, кто будет читать, – пыталась убедить меня Вера Ефимовна.

Дома тоже сначала пытались действовать демократичными инструментами, пока моя бабушка (учитель начальной школы со стажем 40 лет) не сказала, глядя мне в глаза: «Из тебя ничего путного не выйдет, если ты не будешь трудиться».

«Красивое письмо – это труд, – объясняла она. – Ты должна научиться писать красиво!»

Сколько страданий, слез, порванных тетрадей я пережила – страшно вспомнить. Почерк красивый я наработала, а вместе с ним и характер.

К чему я это пишу?

На прием ко мне (я директор школы) пришли родители ученика третьего класса. Мальчик успешен в математике, отличная память, воображение, серьезно занимается спортом, только вот с почерком беда. За это учитель снижает оценку за работу.

Аргументы родителей

1. Целесообразность обучения письму в век развития цифровых технологий.

  • Лучше бы научили детей быстро печатать на клавиатуре! Клавиши Shift, Delete и Backspace мы ему показали, а не учитель в школе.
  • В обыденной жизни ребенок много пишет в телефоне и планшете и практически никогда на бумаге.

2. Критерии оценки письменных работ.

  • Ребенок пишет без ошибок, зачем ему правильно соединять буквы? Почему это влияет на оценку?
  • Какая разница, куда наклонены буквы, если в целом понятно, что написано?

3. Мотивация к обучению.

  • Даже взрослому человеку невозможно трудно делать что-то, если он не понимает, зачем ему это!
  • Отметка − не инструмент мотивации, а скорее инструмент наказания.

Аргументы учителя

1. Чистописание – элемент трудового воспитания.

  • «Приучая школьников к аккуратному и точному выполнению письменных работ, выправляя их почерк, учитель воспитывает у учащихся уважение к своему труду, ответственное отношение к выполняемому заданию, привычку к чистоте и порядку», – цитирует методичку педагогического вуза учитель.
  • В Японии каллиграфия – один из основных предметов именно потому, что в него заложена функция воспитания.

2. Формирование красивого почерка опосредованно развивает когнитивную функцию.

  • Письмо – это координация, мелкая моторика, конвертация информации из одной формы в другую, развитие памяти.
  • При формировании почерка формируется культура речи, строятся сложные нейронные связи.

3. Воля начинает формироваться в начальной школе, а процесс научения требует волевых усилий.

  • Да, нелегко научиться писать правильно, но удовольствие от того, что получилось трудное задание – это радость труда. Не лишайте этой радости своего ребенка!

Этот разговор с родителями не был легким, и остаться беспристрастной в этой ситуации тоже трудно.

Мы договорились так: родители будут говорить ребенку, что писать красиво – это здорово, и тем самым помогут учителю в формировании позитивного отношения к письму, а учитель в свою очередь будет чаще использовать игровые формы организации деятельности на уроке и акцентировать внимание на успехах ребенка, а не на ошибках.

Но мы живем и учим детей в эпоху тотальной цифровизации. Значит, нам необходимо осмыслить навыки, которым нужно научить ребенка для его успешного будущего.

Как учат писать за рубежом?

Совсем недавно Финляндия заявила, что уроки чистописания можно заменить занятиями по набору текста на клавиатуре. При этом обучение письму в школе сохраняется, но считается вполне достаточным уметь писать текст печатными буквами.

В школах США рукописное письмо не является обязательным. Другие страны – Великобритания и Япония – хотят сохранить традицию.

У нас – Стандарт

Федеральный государственный стандарт начального общего образования одним из метапредметных результатов заявляет умение «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».

Кроме того, в предметных результатах в области «Филология» обозначена сформированность «позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека» и «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)».

О каллиграфическом почерке в Стандарте речи не идет.

Выходит, если детей учить писать печатными буквами или грамотно печатать текст на клавиатуре, с соблюдением грамматических, лексических и орфоэпических норм, то стандарт будет соблюден.

А все наши переживания только у нас в голове.

Так?


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube