Очередную драму в пермской школе №127 можно рассматривать как факт, а можно как явление в системе фактов. Если мы видим в этом отдельный факт, то тогда возникает вопрос: кто и почему пропустил парня с ножом на территорию школы? Кто и почему не отследил, что парень находился на учете у психиатров?
И так далее.
К сожалению, не только на Западе, но и у нас подобные случаи уже стали явлением, иначе они не повторялись бы раз за разом. И если мы видим в этом явление, надо попытаться понять его причины.
Я бы разделил эти причины на две группы.
Группа первая – самая очевидная: глобализация пороков. Парень насмотрелся на американских любителей публичного насилия и решил сделать то же самое у нас. Понятно, что возникает вопрос о том, как сделать Интернет более безопасным и при этом сохранить свободу в виртуальном пространстве.
Одну из версий недавно выдвинул министр образования Франции, предложив штрафовать родителей, которые позволяют своим детям заходить на сайты, содержащие сцены насилия.
Не уверен, что мы сможем повторить этот опыт и не уверен, что его стоит повторять. Скорее, следует думать о том, как сделать Интернет более безопасным, а заодно и более образовательным.
Вторая группа причин связана с реальной ситуацией в нашей школе, и здесь нельзя не заметить, что, с одной стороны, психологическое состояние детей все более и более ухудшается. По данным Российской академии образования, уже к первому классу 48% наших детей находится в пограничном состоянии между нормой и отклонениями от нормы.
Если верить главному психиатру России Зурабу Кекелидзе, то ситуация в школе не только не улучшается, а скорее, ухудшается, и понятно, что не дети в этом виноваты.
С другой стороны, мы все понимаем, что наша школа чем дальше, тем больше становится бюрократической. По данным комитета Госдумы по образованию и науке, каждое учебное заведение в среднем в год заполняет около 300 отчетов примерно по 12 тысячам показателей. Понятно, что в таких условиях работать с детьми становится некогда, и, как печально заметил Евгений Ямбург, школа все больше превращается в место, где дети мешают педагогам и администрации работать с документами.
Прибавлю к этому еще одно обстоятельство – эмоциональное выгорание учителей как результат чрезмерной перегрузки. По данным Общероссийского народного фронта, президентский указ в части заработной платы педагогов не выполняется в 75 из 85 регионов, и при этом средняя нагрузка педагогов превысила 28 часов в неделю. Понятно, что в такой ситуации нормально работать и жить некогда, и опять же на воспитание учащихся не остается времени.
Боюсь, что из драмы в Перми будут сделаны самые простые выводы: усиление безопасности, «тревожные кнопки», возможно, передача школ под охрану Нацгвардии – все это, возможно, даст какие-то результаты.
Может быть, моя точка зрения покажется кому-нибудь наивной, но важнее мер безопасности я считаю необходимым вспомнить цитату из знаменитого фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Преступность можно будет искоренить только тогда, когда наступит эра милосердия»
А потому, я считаю, ключевыми направлениями образовательной политики остаются дебюрократизация школы и создание таких условий для педагогов, когда они смогут работать с детьми, работать над собой, а не с бумагами и не ради бумаг.
Тогда атмосфера в школе будет меняться к лучшему. Именно эта школа милосердия должна помочь бороться с насилием. Но это процесс небыстрый.