Воспитание // Комментарий эксперта

«Лозунги, клише, неизбежные обобщения не должны заслонять ужасы войны и личностные переживания каждого её участника»

Придя в школу 32 года назад, первый урок я провёл по вольной теме «Корни Отечества», и был он посвящён эвакуации ценностей из Государственного исторического музея в 1941 году.

«Лозунги, клише, неизбежные обобщения не должны заслонять ужасы войны и личностные переживания каждого её участника»
Фото: ortcom.kz

Празднование Дня Победы давно уже проходит по традиционному сценарию – Уроки мужества, возложение венков к памятникам, концерт, встреча с ветеранами войны (к ним теперь относятся «дети войны», малолетние узники концлагерей, труженики тыла), просмотр фильмов, презентаций и написание сочинений на военную тематику, посещение школьного музея, военно-спортивные игры («Зарничка»), «Бессмертный полк».

Я считаю, важно в праздничные дни раскрывать их смысл, их настроение, их величие и драму через семейные предания, через документы, опыт конкретных людей, через акции, близкие детям нравственно, интеллектуально. Лозунги, клише, неизбежные обобщения не должны заслонять ужасы войны и личностные переживания каждого её участника – бойца передовой, санитарки, крестьянина, водителя, токаря, ткачихи, конструктора, железнодорожника, художника, педагога.

Мой дед, Иван Федотович Снегуров, кузнец, искусный мастер, участвовал в трёх войнах и считал войну делом, противным человеческой природе.

Отдавая почести героям, мы должны постоянно говорить о недопустимости войны, о развитии гуманистических начал. Это сложно делать в обстановке очередной волны милитаризации, эскалации агрессии на планете. В своих «историях» я соединяю типичное с индивидуальным, масштабное с локальным. В одном таком рассказе я соединил образ Св. Георгия (День Св. Георгия Победоносца отмечается 6 мая) с образами маршала Георгия Жукова и знаменитого лётчика Георгия Захарова, летавшего на самолёте с изображением Св. Георгия на борту. Ни один рассказ не обходится без того, чтобы не взметнулось несколько детских рук: «У меня воевал прадедушка...», «Моя прабабушка работала на заводе...». Выслушиваю реплики детей, комментирую сообщённые факты и тут же призываю ребят в праздничные дни уделить внимание своим пожилым родственникам, записать сведения, дошедшие из прошлого в передаче кого-то из близких или услышанные непосредственно от человека, опалённого войной, сфотографировать этих людей, сделать любое совместное дело, каким бы обыденным оно ни казалось (прогулка, чтение книжки, помощь в огороде).

Использую я на уроках, на внеклассных занятиях с учениками и документы, имеющиеся в моём распоряжении.

Вот альбом с письмами Саши Белоусова (он писал родителям ещё из военного училища, куда поступил в 1940 году, потом – с фронта; после гибели воина в 1944-м писала Сашиным родителям его фронтовая подруга).

Это документы невероятной моральной силы и убедительности – мы видим, как мужает парень, как обогащается его внутренний мир, как сохраняется его любовь к своим близким, крепнет забота о них, как жажда встречи соотнесена в его душе с первоочередной задачей – разгромом врага.

Одновременно мы обращаем внимание на почерк Саши, на употребляемые им слова, выражения, на оформление открыток, характер бумаги, на то, что письма и прочие материалы бережно структурированы и сохранены дочерью Саши Белоусова.

В документах заложен огромный потенциал для десятков тем (пожалуйста, по дружбе народов: семья русских Белоусовых жила в Баку, военное училище находилось в Грузии и пр.), и учителю нужно умело обрисовать контуры этих тем, пройти их маршрутами вместе с ребятами, опираясь и на героев документов, и на адресации ребят к их собственным родственникам, и учитывая актуальные эмоции ребят, их суждения.

В мозаике впечатлений ребёнка сойдутся в каких-то точках его внутренние переживания и пропагандистский контент, и это не страшно, если нравственное, гражданское чувство мальчика или девочки будет не только возбуждено, востребовано живым, настоящим материалом, но и получит отклик в этом же материале, в той обстановке, которую создаст на занятии учитель вместе с другими детьми, в искренности самого педагога, в той перспективе, которая возникнет в сознании школьника, в том неожиданном открытии, которое может случиться в каждый миг урока. Я наблюдал неоднократно, как из сосредоточения на чём-то серьёзном (с точки зрения взрослого) или из игры (на первый взгляд, ни к чему не обязывающей) вдруг у ребёнка появлялось желание продемонстрировать нечто возвышенное, к примеру, сказать: «Служу России!». И я понимал, что в эти секунды в уме ребёнка встретились «атомы», из которых, не исключено, сложится патриотизм, но это может быть лишь сиюминутным «дуновением», осторожным взглядом в сторону патриотизма, разведкой данного качества, очень многомерного, очень тонкого и порой увядающего в грубых условиях, хотя кому-то кажется, что как раз ими оно и шлифуется.

Мы с ребятами взяли несколько лет назад шефство над дубом, растущим у ворот школы.

На сей дуб обратил моё внимание активист музея Александр Манаев (речь идёт о Музее-клубе истории образования и духовной культуры, основанном мною в 2011 году на базе школы № 2045). Позже выяснилось, что дубу свыше 150 лет и он «принимал участие» в битве за Москву. Дуб чудом уцелел между двумя стройками – нового дома и здания школы (а нашей школе всего лишь 10 лет), утратив свои ветки и отчасти крону. Мы выступили с народной педагогической инициативой – взять под охрану этот дуб и присвоить ему звание «Дуб-ветеран» с прикреплением на ограду таблички, что и было осуществлено. Теперь о дубе мы вспоминаем круглый год по разным поводам, и таким образом не военно-казённое, а превозмогшее войну живое вошло в повестку наших бесед. И нынешней весной дуб вновь зазеленел, словно благодаря нас за заботу, ободряя нас. В мае 2015 года на территории одного из корпусов школы мы с учениками, родителями и ветеранами заложили «Рощу Победы», и наш дуб стал символическим наставником для этой юной поросли (вот пример, когда метафоры нашли «консенсус»).

Ещё один ресурс, который я использую к 9 мая (и к иным памятным датам), – выступления моих учеников прежних лет перед учениками нынешними со своим видением войны. Вот студент Университета Дружбы народов Павел Знаменский рассказал ребятам о блокаде Ленинграда. Юноша ненамного старше школьников, но как он тщательно подобрал материал для рассказа и прочувствовал его! Или Лилия Хакимова, выпускница ВШЭ, аналитик Лаборатории политических исследований, поведавшая ребятам о том, как она вместе с родственниками искала сведения о своём прадеде Михаиле Хадарине и выяснила, что он попал в плен в 1941-м и погиб в концлагере Маутхаузен, где в 1945 году был казнён легендарный генерал Д.М. Карбышев (а Лиля когда-то подружилась с Музеем Д.М. Карбышева и его времени, основанным мною в 2008 году на базе школы № 223 (ныне 2099)). Молодая женщина вместе с членами семьи, с малолетним ребёнком побывали в Маутхаузене, где устроен мемориал. А недавно Лилия с супругом и сыном совершили велосипедный тур в Аушвиц (Освенцим).

Сейчас принято восклицать: мол, дети мало знают о войне, не интересуются данной темой!

Вот такую плоскую позицию я не приемлю (да и неверна она). Есть значительная группа детей, которая знает о войне больше, чем мы знали о ней в своё время, есть большая группа подростков, которая не знает почти ничего о войне, но знает кое-что о другом; и мы не должны из-за этого раздражаться, иначе наши призывы к преемственности поколений окажутся однобокими, а наш взгляд на исторический процесс – упрощённым: требуется же понимать, что не только на знаниях и представлениях о Великой Отечественной войне они (т.е. межпоколенные связи) могут и должны базироваться.

В рассказах о войне, мероприятиях военно-патриотического толка (а я бы предложил говорить – гражданско-патриотического) нужно стараться избегать поэтизации самой войны, деструкции любого свойства.

Сейчас очень мощен запрос детей на мир, хорошую, безопасную жизнь, и потенциал Дня Победы я рекомендую использовать прежде всего для поддержки этого запроса, для его продуктивной конкретизации в реалиях нашего бытия. Повсеместное улучшение сегодняшней жизни, её развитие – вот то главное, что мы призваны сделать в память о Саше Белоусове, о миллионах наших соотечественников и для своего блага.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube