Качество образования // Тема дня

Александр Снегуров: Стандарты не мотивируют к развитию, а блокируют его

Заслуженный учитель РФ о новом ФГОС и о том, почему его нужно полностью переработать с учетом реальной ситуации в стране, в образовании и в школах.

Александр Снегуров: Стандарты не мотивируют к развитию, а блокируют его
Фото: cloudfront.net

Существенных изменений в новых стандартах по сравнению с действующими я не вижу. Усилилась тенденция к усложнению и к отрыву от реальности, продолжаются следование принципу – охватить всё по формальной схеме, попытки приблизить обилие материала и требований по знаниям и умениям к вузовским клише и к так называемым «мировым трендам».

Повысился градус придания ученику тех возможностей, которыми он не в состоянии обладать по определению («природосообразности»).

Совершенно не учтена практика провалов по основным знаниям и умениям, неоднократно продемонстрированная разными замерами и исследованиями в последние годы; не учтены рекомендации методистов, учителей, членов родительского сообщества; образ ученика мифологизируется, указанные умения и навыки школа не в состоянии (и не должна) формировать, но этот факт упрямо игнорируется авторами документа.

Планируемые результаты не могут быть достигнуты ни в 5-м, ни в 11-м классе.

Я сталкиваюсь с тем, что в 8-х, 9-х, 10-х классах ребёнок не в состоянии составить простой план, прокомментировать текст, указать отличия между событиями и процессами, дать оценку историческому периоду. Мы вынуждены практически каждый год бороться за укоренение базовых умений; о поступательном же их наращивании практически нет и речи (группу мотивированных ребят из 3–6 человек на класс или лицей при ВШЭ мы сейчас не имеем в виду).

Ребёнок не знает элементарных дат и имён основных деятелей из истории России, а ему предлагают быть компетентным и по истории Запада, и по истории Востока, синхронизировать события в разных странах, анализировать документы, разбираться и в социально-экономическом аспекте, и в культурном!

Если даже воспринимать стандарты как идеальную планку, их нельзя назвать приемлемыми, а ведь их же надо выполнять!

Следовательно, будет навязываться имитационная схема выполнения стандартов, что приведёт к дополнительным нагрузкам на учителей и на детей, к формированию отвращения к учению, школе, низкой самооценки, апатии, общей деструкции.

Стандарты не мотивируют к развитию, а блокируют его, ибо непосильные требования, предъявленные человеку, раздражают, угнетают его психику, вызывают интеллектуальный и нравственный протест.

Контроль за образовательными учреждениями и так достиг высокой меры, превышение которой грозит системным кризисом. Данные стандарты чисто формально соответствуют современным «вызовам», но ответы на эти «вызовы» авторы бесхитростно (или как раз очень хитро) перекладывают на плечи учеников, учителей, родителей и репетиторов.

В начале марта скончался наш выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алфёров. Я у десятков детей разного возраста спрашивал, знают ли они о таком учёном. Нет, не знают. Отступив от программного материала, я рассказывал ребятам о нашем знаменитом соотечественнике.

Представляете, нарушил стандарты!

Несколько месяцев назад так же я рассказывал о С. Рачинском, А. Макаренко, Т. Шацком, В. Сухомлинском, юбилеи которых пришлись на 2018 год. Практически никто из детей не знал об этих педагогах! Какой темы по истории или по обществознанию мне нужно было дожидаться, чтоб рассказать о них? Вопросов же об этих людях нет в диагностиках и ВПР, и что из этого следует?

Архаична сама методология составления стандартов – при формулировании требований отрываться от образа конкретного человека, от тех обстоятельств, в которых он живёт и учится, от принципа гуманизации образования, который у нас официально провозглашён. Гуманизация – это пристальное внимание к человеку, а не замещение его иллюзорным сверхчеловеком, скроенным по амбициозным лекалам, или искусственным интеллектом, о котором сейчас слишком много романтических фантазий.

Думаю, о деятельностном и компетентностном подходах авторы стандарта не упоминают, поскольку а) за ними не было и ранее сущностного контента; б) при таком прессинге на школу, усилении авторитаризма сами названия этих методов задают фривольный тон, в то время как сегодня нужна не творческая деятельность субъекта, а исполнительская дисциплина! Чувствуете разницу?

Стандарты нужно полностью переработать с учетом реальной ситуации в стране, в образовании, в школах.

Требуется просто взять одну сельскую или малокомплектную школу на Алтае, под Орлом и наложить кальку этих стандартов на неё – и сразу абсурд этих деклараций станет очевидным! Только наложить без обмана! И широко обсудить результаты! Также пора сменить парадигму составления подобных документов и установки, задаваемые всякими международными форумами, куда не приглашают настоящих педагогов! Составление базировать на принципах доступности, адекватности, умеренной рациональности, ресурсосбережения (я имею в виду ресурсы мозга, организма человека, самого детства) и пользе для ребёнка, его семьи! Конечно, сокращение объема тоже не помешает, а оно произойдёт автоматически, если сделать то, о чем я писал выше.



Новости





























































Поделиться