Сегодня прочитала несколько статей, в которых говорилось о целях и задачах дошкольного образования. Зачастую образовательная цель дошкольных учреждений сводится к тому, чтобы вложить в детей как можно больше информации. С самого раннего детства ребенка начинают знакомить с этим миром. Учить звукам, словам, понятиям. Когда ребенок подрастает, ему объясняют, что есть цифры и буквы, есть слова русские, а есть английские/японские/китайские/французские (нужное подчеркнуть). Параллельно рассказывают, что природа устроена по определенным законам.
Если все это обобщить, то что делают дошкольные организации? Информируют ребенка (в лучшем случае в занимательной форме). Получается, что, прежде чем пойти в школу, ребенок проходит своеобразную «предшколу», в которой ему, как и в обычной школе, большую часть времени просто транслируют определенный набор данных.
Возникает вопрос: зачем? Зачем ребенку эта информация? Зачем его (до определенного возраста) знакомить с цифрами и числами, дикими животными, флагами разных стран и английским алфавитом? Разве знание того, что два плюс два равно четыре или что столица Италии – это Рим, каким-нибудь образом ему вот здесь и сейчас поможет? Я в этом очень сомневаюсь.
К сожалению, у нас сложилась установка, что детям нужно передавать подобный материал. Возможно, раньше это было актуально. Сейчас дети совершенно другие. Я часто наблюдаю за детьми в старшей группе детского сада, прислушиваюсь к их разговорам. Эти дети с самого младшего возраста знают, что такое Гугл, Ютуб и Инстаграм. У них уже есть установка, что с помощью смартфона или планшета можно найти всю информацию. И опять возникает вопрос: зачем тогда мы ее транслируем, если все можно найти в Интернете?
Многие родители и педагоги считают, что у ребенка должен быть багаж знаний, что у него должно быть сформировано начальное видение мира. Эти знания крайне необходимо приобрести перед тем, как он пойдет в школу. Вероятно, это так. Но какие именно знания ребенку необходимы?
Дети по своей природе крайне любознательны. И, на мой взгляд, задача дошкольного образования – дать способ эти знания применять здесь и сейчас. Знания должны приносить практическую пользу – это рационально.
Чему же тогда учить детей? В современных реалиях стоит обратить внимание на развитие эмоционального интеллекта. В различных журналах, пабликах, на веб-сайтах часто можно увидеть статьи о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта – это одна из базовых компетенций будущего. Наверное, уже настоящего. Это действительно важный и нужный навык распознавать свои эмоции и желания, понимать намерения и мотивы окружающих. И на основании этих знаний грамотно выстраивать коммуникацию. У меня есть отличный пример, подтверждающий необходимость развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
На летней площадке я познакомилась с мальчиком, его зовут Ваня, ему 7 лет. В следующем году он идет в школу. Помимо посещения англоязычного садика (пять раз в неделю по 6 часов) Ваня записан в три кружка (это не считая спортивных), в том числе на подготовку к школе. Чему учат на подготовке? Читать, писать, считать и прочему. Ваня – замечательный мальчик, только вот выражать свои чувства, договариваться, соблюдать правила и играть в команде он совершенно не умеет. Напрашивается вопрос: насколько правильно стоят приоритеты в развитии именно этого ребенка? А это ведь далеко не единичный случай.
Мы живем в такое время, когда доступны колоссальные объемы информации. Почему же мы не учим детей с ней работать? Информация, которую получает ребенок, не должна лежать в его голове мертвым грузом, она должна быть полезна. Здесь можно спросить: какие же знания могут приносить пользу детям в дошкольном возрасте? Большинство родителей и педагогов считают, что детей нужно учить иностранному языку с детства. И чем раньше, тем лучше.
У меня есть вопрос: если у ребенка нет необходимости учить язык (здесь есть исключения – это дети в семьях, где говорят на нескольких языках), то зачем его этому обучать? Где гарантия того, что эти знания не будут забыты? Мы все на своем примере прекрасно знаем, что знания, которые для нас не актуальны, забываются. Кто из нас вспомнит стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», к примеру? В большинстве случаев мы вспомним строчки четыре, не более.
На содержание дошкольного образования влияет много факторов. Стереотипное мышление родителей и педагогов, коммерциализация детства, отношение к педагогике дошкольного возраста – все это причины того, что наши дети приобретают навыки и знания, которые им не понадобятся. Мы готовим детей не к их будущему, а к давно ушедшему прошлому. Их будущее требует абсолютно других знаний и компетенций.