Без рубрики // Колонка

Хороший родитель – какой он?

На этот вопрос очень часто «натыкаются» сами родители детей разных возрастов. Когда-то давно я задавала его и родителям своих воспитанников, и собственным родителям, своим бабушкам и дедушкам, своим друзьям, которые только что стали родителями. И у всех образ хорошего родителя сводился к довольно большому набору определенных качеств.

Хороший родитель – какой он?

Получался такой сверхчеловек, который все умеет и может, знает ответы на любые вопросы, всегда и везде успевает, понимает, что нужно ребенку… Эдакий супергерой, который может все и никогда не устает. Мне, честно говоря, от такого героя становится слегка страшновато и неуютно. В совокупности получалось что-то вроде робота – универсального гувернанта без эмоций.

Как-то на эту тему у меня было несколько разговоров с детьми. Ситуация в семье одного из них – девочки младшего подросткового возраста – была такова, что родители не могли уделять ей достаточно времени и внимания из-за работы. И когда я поинтересовалась, каких, по ее мнению, родителей можно назвать хорошими, она ответила примерно так: «Хорошие родители это те, которые рядом. Которые понимают, не кричат за плохие оценки. С которыми можно гулять». Получается, что мы хотим дать все самое лучше детям, зарабатывая деньги. Но вот вопрос: нужно ли это им? Безусловно, материальные блага — это важно. Но так ли это важно по сравнению с тем, что ребенок может вам доверить себя и свои мысли? Где же здесь золотая середина?

Другой разговор на тему «хороших родителей» у меня был с детьми дошкольного возраста. Казалось бы, что может в таком вопросе понимать пятилетний ребенок? Ну не скажите. Ведь именно в таком возрасте дети особо проницательны, наблюдательны и очень тонко все чувствуют. Вот некоторые ответы моих собеседников от трех с половиной до шести. «Хорошие родители – это такие, которые рядом», «Хорошие – это когда игрушки покупают и не ругаются», «Моя мама хорошая – она мне много улыбается и обнимает», «А мой папа читает на ночь и в вертолет играет со мной, он тоже хороший. Самый лучший». Такие ответы в комментариях не нуждаются.

Тема «хорошие родитель» часто проскальзывает на занятиях. Приходят мамы с ребятишками: мы вместе с ними занимаемся, общаемся, лепим, рисуем. И когда мы сидим вот в такой простой, доверительной обстановке, по выражениям лиц, по темам, которые поднимают родители, видно, что их волнует: «Хорошая ли я мама? Справляюсь ли я? Нормальный ли у меня ребенок?». Кажется, будто они чувствуют себя виноватыми. Виноватыми в том, что и сами недостаточно хороши, и что дети их не идеальны. Мне вот таких родителей очень хочется поддержать.

Большинство мам остаются после занятий и спрашивают: «Миша меня не слушается, и иногда мне его хочется стукнуть. Что делать?», «Вот Алеша у меня не как все. Все бегает и ничем не интересуется. Все ребята сегодня гимнастику делали, а он в зеркало на себя смотрел. Ну это же неправильно», «Марианна вообще, как только вывеску клуба увидела, реветь начала и истерику устраивать. Подскажите, что мне делать, стыдно же. Все нормально заходят, а мы концерты устраиваем по 20 минут». Я каждый раз повторяю: «Быть любящей, заботливой, доброй и ответственной мамой – большой труд. Титанический. Вы прекрасная мама, дайте себе время – все наладится, вот увидите». И налаживается ведь! Алеша насмотрелся на себя в зеркало и стал вместе со всеми делать гимнастику. Марианна порыдала свое, а теперь ее из клуба домой очень сложно увести. И Миша с мамой для себя границы нашли со временем. Все складывается, если нам и нашим детям дать время.

Оглядываясь назад, рассматривая разные случаи, я вновь и вновь убеждаюсь, что хороший родитель в первую очередь тот, который любит и уважает своего ребенка. Мне кажется, что сочетание именно этих двух качеств помогает увидеть в маленьком существе человека. Другого. Дети – не «маленькие взрослые». Это совершенно другие, удивительные люди. Они воспринимают мир, себя и нас, взрослых, совершенно по-другому. Они мыслят, чувствуют и видят по-другому. И именно уважение к ребенку как к человеку, «не похожему на меня», позволит вовремя отойти, когда это потребуется. Именно уважение позволит увидеть его интересы, не навязывая свои, позволит ему расти свободно. А что же с родительской любовью? Она ведь тоже бывает совершенно разная, и каждый из нас ее выражает абсолютно по-своему. Возможно, есть «правильная любовь» или «неправильная», может, «любовью можно задушить», а может, и нельзя. Может, даже есть «настоящая любовь» и не настоящая. Я не знаю. Это сложная, отчасти, наверное, философская тема для размышления каждому. Единственное, что хочу настоятельно повторить в заключение: любовь к ребенку – это огромное счастье, большая ответственность и титаническая работа над собой.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube