На этом хочется остановиться подробнее. Обычно родители с детства учат своих детей нормам поведения в обществе: «Ваня, нельзя бить других детей», «Саша, чего ты кричишь? Скажи словами о том, чего ты хочешь», «Соня, девочки не должны драться» и т.п.
Давайте попробуем посмотреть на это глазами ребенка: вот сижу я, собираю конструктор, совершенно никому не мешаю. Занимаюсь своим делом. Приходит мальчик, Матвей. И начинает играть со мной. Я от него отодвигаюсь и конструктор с собой тяну. Он у меня его начинает забирать. Что я буду делать? Сначала я спокойно попрошу его отдать, если он не понял – начну кричать, а после начну бить Матвея. Что же еще остается, если я не хочу отдавать игрушку, с которой сидела и играла? Почему это неправильно? Более того, это ведь рационально.
Раз у меня забирают мои игрушки – я за них буду бороться. Разве нас не учат защищать себя и то, что нам дорого?
Здесь кроется большой логический разрыв. Родители учат детей не кричать, не драться, не ругаться... а что делать тогда? Как ребенку, который себя почти не знает, выражать свои негативные эмоции? В этом смысле родители привычный способ выражения эмоций запрещают, а взамен ничего не дают. И, получается, вся злость, гнев и обида остаются внутри. Кому из взрослых очень легко прятать в себе дикий гнев, раздражение или печаль? Нам (взрослым) это дается с большим трудом.
А что есть у ребенка в такой момент? Ничего. Я не предлагаю теперь разрешать своему чаду драться и ругаться, если родитель и ребенок не готовы к последствиям. Но если и запрещать проявлять гнев, то стоит дать альтернативу в его выражении. К примеру, можно что-то давать с собой, что можно разорвать, сломать или помять. Сейчас есть множество специальных масс для лепки, различные виды пластилина, соленое тесто – все это можно мять, бросать, лепить и ломать. Чем не прекрасный вариант для того, чтобы ребенок опосредованно выражал злость?
Сразу хочется заметить: нельзя просто дать ребенку массу для лепки и сказать: «Сережа, вот тебе пластилин. Когда злишься, возьми, помни его, и все пройдет». Поверьте, когда Сережа будет вне себя от злости, последнее, о чем он вспомнит – это пластилин.
Лучше показать ребенку собственный пример: когда вы злитесь – мните пластилин. Когда возникают конфликтные ситуации дома – дайте ребенку подобный предмет, и только после этого пластилин можно смело давать ребенку в садик или школу. Помимо лепки существует масса вариантов безопасного выражения злости. И то, каким способом ребенок будет выражать свои эмоции, зависит лишь от взрослого.
В обществе принято, что злость – это эмоция негативная, которую нужно подавлять. Но, если посмотреть на это внимательно, злость – это просто эмоция. Абсолютно рядовая эмоция, которую испытывает каждый. И очень важно донести это до ребенка. В злости, если она выражена правильно, нет ничего ни плохого, ни хорошего. Но куда опасней, если она засядет где-нибудь внутри и выйдет в самый неподходящий момент. Вот тогда можно ждать разрушений в глобальных для личности масштабах.