Изменение информационного пространства в связи с переходом практически всех информационных потоков в цифровой формат (в интернет), с появлением мобильных средств связи, которые сделали интернет доступным буквально для каждого ребенка, привели к тому, что привычная нам по XX веку модель детства, когда ребенок постепенно знакомится с реалиями взрослой жизни, претерпела серьезные изменения. Любая «взрослая» информация может «свалиться», или, точнее, «вывалиться» к ребенку из всемирной паутины, и механизмов ограничения или «защиты» от этого иногда вынужденного взросления просто нет.
Однако в нашей стране мы по-прежнему держимся за идею возможной защиты от информации и пытаемся оградить детей, вводя законы и подзаконные акты, которые призваны ограничить доступ детей к информации и поступление информации к детям (Закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ограничение доступа к интернет-ресурсам в школе, попытки создать «безопасный интернет»).
По-моему, пострадавшими в этой ситуации оказываются дети, которых в итоге часто «спасают» от произведений литературы, кино, театра, усматривая в них угрозу, но никак не защищают от жестокости и унижения.
Не лучшим образом такая политика в сфере воспитания детей сказывается и на собственно информационном образовании. Вместо формирования навыков поисковой работы школьное образование делает очередной виток вокруг «содержания предметов», пытаясь его представить в виде списка необходимых знаний (набора информации, которую надо усвоить во время обучения).
Другими словами, на уровне законодательных и управленческих решений речи о компетентном ребенке пока не идет. Но это совершенно не отменяет естественного развития этой сферы человеческих отношений, когда взрослые ищут способы помочь детям (и другим взрослым, кстати), как быть в ситуации информационного «девятого вала», как относиться к чрезмерному потоку информации, что делать со знанием о взрослом мире, которое пока трудно осмыслить самому.
Понятие «компетентный ребенок» – это не характеристика нового поколения детей, а принципиально иное отношение общества к информации о мире, о человеке, об устройстве общества.
Это новые компетенции взрослых (педагогов, библиотекарей, психологов, работников музеев, журналистов, создателей детской литературы, образовательных и просветительских программ), определяющие информационную грамотность, социальное здоровье общества.