То, что число детей, уходящих из школы на семейное образование (далее используется аббревиатура СО), а также на другие формы альтернативного обучения, в последние годы растет, давно уже стало общеизвестным фактом. Специалистам приходится ориентироваться на статистику Минпросвещения, но многие считают ее заниженной, поскольку ведомство учитывает только тех учащихся, которые проходят аттестацию в школах, а это далеко не все. Поэтому столь ценен материал, который мы представляем сегодня вашему вниманию. Он собран Ольгой Кузнецовой – тьютором, проектировщиком образовательных событий. Статистику по альтернативному образованию (очно-заочному, заочному, семейному) она начала собирать в 2021 году, восстановив данные с 2016 года, когда училась на программе «Родитель-учитель» в МГИМО на кафедре «Современное образование и прикладная педагогика». И с тех пор она регулярно собирает эти данные, с каждым годом совершенствуя анализ и исследуя особенности альтернативного образования.
Разные дети – разные формы образования
В Российской Федерации образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме) и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования).
Очная форма – классический вариант учёбы с ежедневным посещением школы, заочная форма – обучение без посещения образовательной организации по установленным ей программам. При этом школа, обучающая в заочной форме, может предоставлять учебники, методические материалы, онлайн-занятия или учебные материалы в записи. Ученики, выбравшие эту форму, также сдают ежегодные аттестации и участвуют в проверочных и диагностических мероприятиях: ВПР (Всероссийских проверочных работах) и региональных проверках качества образования (например, МЦКО в г. Москва). Очно-заочная форма – это промежуточный гибридный вариант, который устанавливается по взаимному согласованию школы и семьи или целенаправленно практикуется образовательной организацией. Например, очная часть обучения может включать основные предметы (математика, русский язык, «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах), и для этого ребёнок посещает школу три дня в неделю, а остальные предметы – осваиваются самостоятельно. По ним предусмотрена отдельная аттестация.
Образование в семейной форме (СО, семейное образование) осуществляется на всех уровнях общего образования (на начальном, основном и среднем) и может быть получено в форме самообразования в 10–11 классах. В рамках данного материала к СО относятся оба вида. Фактически к этой категории можно отнести несколько организационных форматов:
- Обучение в семьях своих собственных детей силами родителей (в т.ч. анскулеры, не признающие традиционные программы и аттестации) или с привлечением преподавателей (очно и дистанционно),
- объединения родителей-единомышленников, разделяющих между собой функции учителей,
- семейные классы, собранные родителями, в которых преподают приглашённые ими учителя,
- коммерческие проекты, организованные по большей части как школы, но не имеющие юридического статуса образовательной организации,
Также среди ушедших на СО могут быть дети из семей, временно уехавших из страны, обучающиеся в местных иностранных школах, но заинтересованные в получении российского аттестата об основном общем или среднем общем образовании и приехавшие сдавать аттестации. В этом случае к СО-шникам они относятся только по формальному признаку, а не по ценностному выбору формы образования.
Промежуточная аттестация по каждому классу – право, а не обязанность выбравших СО. Однако для получения аттестатов об общем (9 класс) или среднем общем (11 класс) образовании необходимо выполнить условия допуска к государственной итоговой аттестации и пройти аттестацию за соответствующий класс. Поэтому традиционно аттестации в 9 и 11 классах на СО считают обязательными.
Необходимо также упомянуть, что существует зыбкая грань между заочным обучением и СО, т.к. многие «СО-шники по призванию» выбирают «заочку» как способ удобной сдачи аттестаций и ведения личного дела учебным заведением и не обязательно придерживаются учебной программы своей школы. Но оценить количество таких учащихся можно только путем масштабного исследования. Однако трудно ожидать стопроцентной искренности в ответах респондентов.
Кроме того, существует обширный пласт А-школ («нешкол», альтернативных проектов, образовательных центров, семейных классов), в которых дети очно учатся по собственным программам, а числятся и аттестуются, как заочники или СО-шники.
В зависимости от региона заявления о выборе семейной формы образования принимают муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или сразу местные органы управления образованием (и науки), и информация первично аккумулируется у муниципалитетов, и может собираться на региональном уровне. Несмотря на существование баз учета, данных о точном количестве детей на СО нет. И единственная достоверная информация о минимальном количестве учеников, выбравших СО, доступна благодаря статистике Минпросвещения.
За последние два года количество детей на семейной форме обучения ежегодно увеличивается минимум на 15 000 человек. В 2024 году количество детей на семейном образовании достигло 85059.
В формах отчетности, размещаемых на сайте Минпросвещения («Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1»), зафиксировано количество сдавших аттестации – «окончивших определенный класс». Далеко не все СО-шники сдают промежуточные аттестации (с первого по восьмой классы). Поэтому численность, указанную в формах, можно рассматривать как минимальное количество детей на семейной форме обучения.
Как менялось число учащихся на альтернативном образовании: динамика и тренды
Помимо семейной формы образования, важны и другие индикаторы альтернативного образования, отличного от очной учебы в государственных школах: заочная и очно-заочные формы (в частных и госшколах) и очное обучение в негосударственных образовательных учреждениях (НОУ).
В таблице представлены данные с 2016 по 2024 годы, показывающие динамику прироста детей на СО, по другим формам образования она то снижается, то повышается, хотя различия по годам не столь значительные. В более ранних формах отчетности (Форма-76 рик), актуальных до 2016 года, отсутствуют данные по заочной и очно-заочной формам, однако указана численность обучающихся в форме СО в контингенте школ, т.е. тех, кто «прикреплен» для прохождения аттестаций. На сентябрь 2013 года их количество составило 6786 человек, на тот же период 2015 года – 8684 ученика.
Количество учеников на семейной форме – показатель численности экстернов, обучавшихся в форме семейного образования и самообразования, окончивших определенный класс, т.е. прикрепленных для сдачи аттестаций, а не выбравших форму СО. Это минимальное достоверное количество СО-шников.
2021 год (соответствует учебному 2020–21 году) несколько выпадает из трендов по многим показателям в связи с ситуацией пандемии: реального уменьшения численности учащихся не было, показатель «просел» из-за отмены привычных аттестаций.
Региональные различия: где-то густо, где-то пусто
Москва занимает лидирующие позиции в альтернативном образовании. В 2024 году на ее долю приходится почти треть СО-шников, также в Москве сконцентрировано 63% российских заочников (31690 человек), пятая часть очников всех частных школ при 6,6% от общей численности учащихся. А доля альтернативного образования в 2024 году – почти 9%.
Регионы – лидеры по СО
Шестёрка лидеров по численности СО за год не изменилась, это по-прежнему: Москва, Омская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Московская и Самарская области. А число регионов, в которых детей на СО больше тысячи человек, – составило 16, пополнившись Тюменской областью и Ставропольским краем. В Тыве, Калмыкии и Ненецком автономном округе детей на СО нет, на всю Чукотку и Магаданскую область – всего пять учеников, выбравших СО.
Выбор СО в начальной и средней школе – это в первую очередь ценностный выбор родителей: определенный запрос к содержанию образования и форме организации образовательного процесса. Он зависит от конкретной семьи. Для одних важна безотметочная система, которая способствует развитию гибкого мышления, для других – факт того, что ребенок не способен продуктивно вписаться в рамки существующей школы (высокий темп, склонность к блоковому обучению, нейропсихологические особенности), образ жизни и место проживания семьи. Нет единого критерия выбора СО. И решение часто зависит от уровня образования и осведомленности родителей. СО требует значительных вложений ресурсов со стороны семьи (время и материальное обеспечение) и важным фактором развития этой формы образования становится информационное пространство поддержки для единомышленников и образовательные возможности, созданные в регионе в сфере альтернативного образования. В Москве средний процент сдающих аттестации на СО в 1–8 классах – 1,5% (15 человек на СО на 1000 учеников школ), а в 9 классе – 4,3% (4,6% в 11 классе). Если предположить, что ученики 1–8 классов пользуются законным правом и не сдают промежуточные аттестации, появляясь лишь в девятом классе, в котором аттестация обязательна, то на СО в Москве могут находиться до 50 000 детей.
В среднем по России на СО проходят аттестации 0,5% от общего количества учеников школ (на всех формах обучения: очной, заочной и очно-заочной), в 9 и 11 классах – эти показатели значительно выше в абсолютном большинстве регионов (1,1% и 1,6% соответственно). Если экстраполировать показатели 9 класса на более младшие, то оценочная численность детей на СО может составить 174 000 детей (или 196 000, если использовать специфику каждого региона).
Однако такая оценка может оказаться несправедливой, с учетом присутствия среди аттестующихся на СО трудно измеряемого количества детей, проживающих с родителями за рубежом и приехавших в страну за российским аттестатом.
Заочная форма образования: прирост в частных школах
В период с 2016 по 2019 годы количество заочников сократилось на четверть, затем наблюдался рост и к 2023 году численность заочников превысила показатель 2016 года. В 2024 году – учеников на заочной форме образования уже 50000. Однако эти цифры ничего не говорят о тенденциях в образовании, если не посмотреть их в разбивке на частные и государственные школы. Так, частное образование в заочной форме выросло в 39 раз, а госшколы потеряли 60% своих заочников.
Заочная форма, так же, как и СО, имеет ряд преимуществ для определённых семей или детей с индивидуальными запросами (логистика, скорость освоения учебных программ, образ жизни семьи, гибкость в расписании в связи с дополнительными занятиями спортом или искусством, личностные особенности). Большинство крупных частных школ с заочной формой предлагают удобный формат прохождения аттестаций и создают комфортную образовательную среду: дистанционные групповые занятия и доступ к записям, онлайн-платформы с тестами, тренажёрами и цифровыми библиотеками, в некоторых школах развита система допобразования и совместных очных мероприятий. Московские частные школы, в отличие от госшкол не получающие подушевого финансирования, осуществляют поддержку заочных направлений за счет региональных субсидий. В 2024–25 учебном году для москвичей в школе «Феникс» обучение было бесплатным, в «Олимп-плюс» – от 4000 рублей в год, в «Международной школе смешанного обучения» уже от 4000 в месяц. В других регионах оплата зависит от политики финансирования региональными властями частных образовательных организаций.
Развитие заочного образования происходит более медленными по сравнению с СО темпами: – прирост около 6000 учеников за последние два года, в то время как на СО этот показатель составил почти 30 000.
Количество учащихся на заочной форме обучения по регионам (Таблица 4)
Продолжение следует…