Семейное образование // Статья

Влияют ли компенсации на выбор семейной формы образования?

Часть вторая

Влияют ли компенсации на выбор семейной формы образования?
Иллюстрация: ru.freepik.com

Мы уже опубликовали первую часть статьи Ольги Кузнецовой, в которой она привела статистику по числу детей в альтернативном (семейном, очном, очно-заочном) образовании, проанализировала динамику и тенденции роста количества учащихся, рассказала об особенностях каждой формы альтернативного обучения и о региональных различиях в этой сфере. Вторая часть статьи посвящена выплате компенсаций за семейную форму образования.

«Их мало, избранных…»

В результате поправок от 2013 года в ФЗ «Об образовании» решение о предоставлении компенсаций детям на семейном образовании (СО) отданы на уровень субъектов РФ. В нашем обществе бытует миф о том, что в регионах, где местные власти осуществляют выплаты родителям детей на СО, семьи выбирают эту форму образования преимущественно по причине перспективы получения дополнительного дохода. Фактические данные не подтверждают это мнение. Например, в Пермском крае наметилась отрицательная динамика числа детей на СО, несмотря на регулярные выплаты семьям таких учащихся, а в Омской области количество СО-шников наоборот резко возросло, несмотря на отмену компенсаций еще в 2019 году.

Начнем с того, что в России всего 5 регионов, в которых родители имеют возможность получить компенсации при выборе семейной формы образования: Ульяновская, Тульская, Тамбовская, Свердловская области и Пермский край. И размер компенсаций, которые можно получить только после успешной сдачи аттестаций и предоставления набора документов, зависит от региона.

Компенсации затрат родителям Тамбовской области осуществляется непосредственно школами при условии успешного прохождения аттестаций пропорционально времени получения ребенком образования в форме семейного образования за аттестационный период. Порядок предоставления компенсации регламентирован Постановлением администрации Тамбовской области от 19.08.2014 N 945, размер выплат периодически индексируется. Последний раз текущие размеры компенсации были проиндексированы в 2020 году, и выплаты составляют до 19 464,8 – 22 563,8 – 26 024,2 рублей в год (началка, средняя школа и 10–11 классы соответственно). За последние 11 лет размер компенсаций увеличился на 32%.

В Тульской области размер компенсаций увеличен на 32% за один год: так выросли нормативы финансирования школ в 2025 по сравнению с 2024 (Постановление Правительства Тульской области от 13.12.2024 № 661). Получить компенсации в этом регионе могут только семьи, находящихся на грани статуса малоимущих (среднедушевой доход семьи не должен превышать размер величины прожиточного минимума на душу населения в Тульской области более чем в полтора раза). Порядок выплат регулируется Постановлением правительства Тульской области от 25 апреля 2016 года № 159 (80% от годового норматива финансирования школы с учетом коэффициентов фактического нахождения на форме СО, перечисление выплат осуществляется органами местного самоуправления, необходимо заключение трехстороннего договора родитель-школа-администрация). Размеры компенсации на 2025 год – до 57 929,5 – 77 966,3 – 81 284,3 рублей в год (началка, средняя школа и 10-11 классы соответственно).

В Пермском крае общий порядок предоставления компенсаций затрат семьям на СО регулируется Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2013 №1224-п, а размеры ежегодно изменяются в соответствии с постановлениями правительства региона. Как и в большинстве регионов, в Пермском крае выплачивается 80% от расчетного показателя расходов с учетом коэффициента фактического нахождения на форме СО, рассчитанного по неделям. Размеры компенсации также зависят от муниципалитета в рамках региона. В Пермском муниципальном округе они выше. На 2025 год возможно получение компенсаций в таких размерах: до 32 599,2 – 41 592,8 – 42 403,2 рублей в год (началка, средняя школа и 10–11 классы соответственно); 56 976,8 – 64 334,4 – 68 869,6 соответственно для Пермского муниципального округа. 20% от нормативов используются общеобразовательной организацией на возмещение затрат по проведению аттестаций.

Размер компенсации в Свердловской области – 80% норматива на финансирование заработной платы педагогов в школе, с учетом поправочного коэффициента и 100% норматива на учебники, скорректированного на коэффициент инфляции. При этом родителям необходимо документально подтвердить понесённые расходы школе, которая осуществляет выплаты (предоставить договор об оказании образовательных услуг с преподавателями и чеки). Размеры годовой компенсаций в части заработной платы педагогов не изменялись с 2013 года (7610, 10 350, 10 959 рублей в год началке, средней школе и 10–11 классах соответственно), а размер базовой выплаты за учебники был увеличен в 2018 году с 1935 рублей в год до 2529.

Ульяновская область стала последним регионом, в котором родители получили возможность компенсации затрат в связи с обеспечением получения образования в форме СО с января 2019 года: до 25 466 – 27 025 – 30 792 рублей в год (началка, средняя школа и 10–11 классы соответственно). С учетом ежегодной индексации (4% в год, начиная с 2021 года) размеры компенсаций в 2025 году должны соответствовать: до 30 983 – 32 880 – 37 463 рублей в год. Родители получают компенсации подтверждённых расходов в рамках нормативов при условии нахождения на СО в течение всего года, проживании вместе с ребёнком на территории региона, успешной сдачи аттестаций и своевременного обращения за компенсацией.

При этом перечень разрешенных затрат очень обширен (оплата труда педагогических работников (репетиторов) и услуг образовательных организаций, учебники, книги, периодика, компьютеры и мебель для учебных целей, оплаты за интернет, канцтоваров, ПО, спортивного инвентаря и ремонту техники).

Выплаты осуществляются муниципальным органом, осуществляющим управление в сфере образования, в который родителем или иным законным представителем обучающегося представлено заявление о выборе семейной формы. Изменения произошли благодаря Закону Ульяновской области от 29.10.2018 N 118-ЗО, размеры указанной компенсации ежегодно индексируются с учетом темпов роста инфляции (потребительских цен) в соответствии с законами Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

Не в деньгах счастье?

Омская область, в которой с 2019 года отменены выплаты компенсаций за семейное образование, стала региональным лидером в развитии семейной формы образования. В этом регионе увеличивается доля детей на СО, сдающих аттестации, она резко отличается от средней по России – 4,3% в среднем за первый-восьмой классы. Основной прирост происходит в негосударственных образовательных учреждениях. После отмены выплат количество СО-шников выросло не менее, чем в 9 раз.

Ситуация в Пермском крае – уникальна в целом для всей страны. СО-шников стало меньше.

При сохранении выплат компенсаций семьям на СО начиная с 2021 года динамика -отрицательная. В Пермском крае сохраняется тенденция уменьшения числа СО-шников при одновременном увеличении заочников, почти все из них проходят аттестации или учатся в государственных школах (516 и 1231 человек соответственно). Распределение сдающих аттестации по классам – в отличие от большинства регионов очень равномерное – 0,16% как в среднем по региону, так и в первых-восьмых классах.

В Тульской и Тамбовской областях прирост крайне незначительный. Наличие компенсаций в этих регионах мотивирует сдавать аттестации, но не способствует росту численности СО-шников. В Тульской области наличие компенсаций не влияет на прирост таких учащихся. . В 2024 году – их количество всего 226 человек или 0,16% от общего числа учеников. В Тамбовской области СО также не носит массовый характер (56 в 2017 г., 104 человека в 2023 г. и 120 в 2024 г). А доля девятиклассников на СО в обеих областях гораздо выше, чем средняя доля за первый-восьмой классы: в Тульской 0,3% против 0,12%, в Тамбовской – 0,2% против 0,09%, что говорит о том, что в более ранних классах не произошел переход на СО ради компенсаций.

В Ульяновской области – также нельзя говорить о массовом уходе на СО ради компенсаций. Скорее компенсации мотивируют сдавать аттестации при повышении интереса к этой форме образования, особенно в начальной школе. Как и в Пермском крае, распределение сдающих аттестации по классам – в отличие от большинства регионов очень равномерное – 0,5% как в среднем по региону, так и в первых-восьмых классах.

За первый год введения компенсаций количество СО-шников увеличилось в 2 раза (133 в 2019 и 260 в 2020). Однако в том же году выросло и количество заочников, что в целом говорит об интересе к сфере альтернативного образования, вне зависимости от компенсаций. В дальнейшем форма СО становилась более популярной при одновременном снижении количества заочников.

Иная ситуация в Свердловской области, где за год прирост количества выбравших семейную форму образования составил 75% (2054 учеников сдали аттестации на СО в 2024 году против 1177 в 2023 году). При этом за предыдущие 5 лет количество СО-шников выросло в 2,5 раза – 461 человек в 2017 году. Необходимо отметить, что в два раза выросло количество сдающих аттестации в начальной школе, почти в 2,3 раза возросло количество девятиклассников и их доля от общего количества учеников составила 1,33% против 0,39% в среднем по региону. Столь значительный прирост за 2024 объясняется как внезапно проявившимися девятиклассниками – 630 человек (годом ранее аттестацию за восьмой класс сдавали 64 ученика), так и увеличением количества сдающих аттестации в начальной школе – 802 в 2024 г. и 487 в 2023 г. При достаточно сложной процедуре получения компенсаций и самому низкому их размеру в стране сложно сделать вывод о том, что именно наличие компенсаций способствует росту числа детей на семейной форме образования.

Около 200 тысяч детей выбрали альтернативное образование

Количество учеников на альтернативных формах образования: семейной, заочной и очно-заочной, (189 723 человека) сопоставимо с количеством иностранных граждан, обучающихся в российских школах (173 052). И их доля в общем контингенте учащихся увеличивается ежегодно.

Каждая из этих категорий детей и их семей и образовательных организаций, поддерживающих такие формы образования или обучающие таких детей, имеют особые потребности и хотят быть услышанными, нуждаются в поддержке и в индивидуальном подходе. Унификация содержания образования и темпа освоения программы, наблюдаемые сейчас в традиционной школе, не отвечает запросам семей на учет индивидуальных потребностей их детей. И количество тех, кто выбирает альтернативные формы образования, будет только увеличиваться, создавая экономию местным бюджетам в случае выбора семейной формы образования. А тем, кто стремится создать возможности для персонализированного образования, придется платить за свой выбор.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube