Проба пера // Статья

Школа, в которой…

дети ставят спектакли
  • 10 апреля 2025

Школа, в которой…

Современное образование это не только уроки и экзамены, но и пространство, где подростки могут проявить себя и говорить о том, что их волнует: о страхах перед неизвестностью, поиске своего пути, ответственности за выбор.

История спектакля, которую рассказывает ученица 10Г Арт-Медиа класса Хорошколы Екатерина Шадура, яркий пример того, как школьная инициатива становится поводом для диалога. Почему это важно? Потому что именно в таких проектах рождается уверенность: ты не один, а твой голос имеет значение.

«ДВК» – дебютный спектакль театра «bad idea!», который стал дебютным спектаклем и для меня как режиссера. Мой первый масштабный проект.

Три тома и два с половиной месяца каникул: что зацепило и как рождался замысел

Спектакль «ДВК» поставлен по роману Мариам Петросян «Дом, в котором...». К моменту появления идеи проекта я дважды начинала читать книгу, но бросала после первой главы. Поэтому я никогда не смогу объяснить, что заставило меня в тот же день начать искать людей в команду спектакля по этой книге. Если сейчас более здраво смотреть на мое решение, чем я смотрела тогда, – книга, выбранная буквально наугад, оказалась вполне театрально-раскрываемой и достаточно сложной для этой задачи, чтобы мне не стало скучно или легко. Это и зацепило меня окончательно.

Роман, помимо того, что представляет собой три тома в общей сложности на 1000 страниц, практически не имеет единой сюжетной линии, поэтому написание сценария представлялось практически невыполнимой задачей. В результате я провела два с половиной месяца своих законных каникул за практически непрерывным перечитыванием романа и структурированием авторских мыслей. Пришлось отказаться от весомой части сюжетных линий, в том числе практически исключить параллельный сюжет, подробно отражающий прошлое одного из основных героев – Сфинкса, оставив только самые важные сюжетные составляющие: появление Сфинкса в Доме, приезд Курильщицы в четвертую группу, смерть Помпея, романтическую линию Сфинкса и Русалки и все, что связано с выпуском из дома (это стало основным сюжетным и идейным элементом). Я, если честно, ужасно боялась за успех подобной адаптации, зная любовь аудитории книги к строгому соблюдению канонов, но всё обошлось – зрители остались довольны.

Как было упомянуто выше, в центре действия я решила оставить Сфинкса, одного из основных персонажей книги. Это безрукий мальчик-подросток с лысой головой, который живет в четвертой группе Дома. Для меня в какой-то из дней сценарной работы стало очевидно, что на самом деле весь сюжет книги начинается с его прихода в Дом (в книге, если воспринимать буквально, дом – это частный приют и учебное учреждение для детей с особенностями) и заканчивается его уходом оттуда, а значит, главным героем должен быть он и только он.

Как-будто Дом существует только ради него и только пока он в нем. Эта мысль, а также пара прочитанных интервью с автором романа, натолкнули меня на формирование основной идеи и темы спектакля.

Есть такая теория, что Дом, описанный в романе, – это метафора человеческой личности. Если рассматривать книгу с этой точки зрения, можно заметить, как многие факторы указывают на схожесть сюжета с тем, что происходит буквально со всеми подростками в период становления относительно взрослыми. Мы в первый раз берем на себя ответственность за свою жизнь, выбираем вуз, профессию, место, где хотим жить, уезжаем от родителей.

Этот этап я условно обозначила моментом «выпуска» из Дома, и на протяжении всего спектакля можно наблюдать, как герои относятся к нему (зачастую боятся), как готовятся, какой выбор некоторые из них совершают в конце и так далее.

Финал я решила оставить почти открытым, не показывая судьбы героев вне Дома, потому что, как мне кажется, спектакль «работает» из-за того, что в нашем абсурде в двух актах мы говорим о том, что волнует, в первую очередь, нас самих, играем про себя, и смотрят это такие же подростки, как мы. И никто – ни зрители, ни актеры, еще не знают, какое будет продолжение у наших историй после «выпуска» из Дома.

Почему важно говорить о страхах подростков

Я считаю важным говорить на тему не только успешного будущего и правильного выбора пути в жизни, а также обсуждать и показывать весь путь до этого, наш страх перед неизвестным новым этапом и ответственностью, про волнение, неуверенность и так далее.

Многие мои ровесники испытывают эти чувства ежедневно, но почему-то всем нам кажется, что вокруг нас уже люди, которые реализовали себя как личности, достигли успешного успеха или вообще такие, кто не парится насчет своего будущего.

Мне хотелось показать сверстникам, что «выпуск» коснется всех, и у нас общие страхи и опасения, которыми можно делиться и с которыми можно бороться вместе. Соответственно, для меня как для режиссера было крайне важно, чтобы этот разговор через спектакль начали именно подростки со своими историями.

Поэтому на сцене были 17 замечательных учеников Хорошколы с 8-го по 11-й класс, и я в том числе. Многие из нас не играли в театре раньше и даже не задумывались об этом, поэтому для меня стало некоторым испытанием и даже честью показать им этот прекрасный мир, научить тому, что знаю сама, показать, рассказать и заинтересовать.

На удивление, у меня получилось и, на мой взгляд, в работе с командой сложностей не возникло. Их было гораздо больше в организационной части проекта (в нашей школе несколько театральных трупп, и приходилось делить залы и репетиционные помещения с другими коллективами), но и с этим мы справились, и все благодаря нашему куратору Полине Михайловне Поздневой.

Появился ли спектакль, если бы не Хорошкола?

Был ли бы поставлен спектакль, если бы не школьная проектная деятельность? Разумеется!

Спектакль появился бы в любом случае, для меня это, в первую очередь, профессиональная деятельность, а не школьный проект. Я поступаю на режиссуру драмы в Санкт-Петербург, и думаю, что с портфолио и большим театральным опытом поступить будет реальнее. Но именно позиционирование моей работы как школьной деятельности позволило мне заручиться поддержкой Хорошколы.

Мне предоставили помещения для репетиций и выступления, с нами работали свето- и звукорежиссеры Диана Исаева и Арсений Еремин, учитель АРТа Михаил Станиславович Акимов помогал с изготовлением декораций и некоторого реквизита: коробок с глазами Дэвида Боуи, например, плакатов для сцены бунта, справок, списков и так далее. Я и весь театр «bad idea!» еще раз благодарим их за помощь в реализации спектакля.

Фото Яны Качуриной


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube